Редакция
Карта сайта
News Letter
Биоэтика
Библиотека
Российский комитет по биоэтике
Центры биоэтики
Personalia
Образование
Хроника
Дискуссии
Ссылки
БИОЭТИЧЕСКИЙ ФОРУМ ЮНЕСКО
 
Русский | English
 
 

Библиотека

Нормативные документы | Этические комитеты | Биоэтика в образовании | Общие вопросы биоэтики | Больничная этика | Этические проблемы в трансплантологии | Этические проблемы абортов и репродукции | Этические проблемы в психиатрии | Этические проблемы смерти и умирания | Этические проблемы генных исследований | Этические проблемы биомедицинских экспериментов | Культуральные особенности оказания медицинской помощи | Все материалы в одном каталоге

Что делать? Основополагающие проблемы реформы российского здравоохранения


1.    Реформирование как политика может осуществляться, руководствуясь двумя идеями управления:

а) идеей управления как манипуляции социальными группами и индивидами, которые рассматриваются как пассивный материал реформаторской деятельности;

б) идеей управления как коммуникации, в рамках которой власть рассматривает социальные группы и индивидов в качестве самостоятельных субъектов и ищет оптимальной формы согласования индивидуальных и групповых интересов с интересами государственными.

1.1.  Реформирование как манипуляция предполагает, что благо социальных групп и отдельных индивидов наиболее адекватно выражают «эксперты», которые обосновывают ту или иную политику власти. Население (социальные группы и индивиды) включаются в реформирование, не приходя в сознание. После того, как основное направление (Программа) определено властью – она предлагает обществу включиться в реализацию разработанных ею планов.
Эта политика строится на упрощенном представлении об обществе как необразованной толпе. Между тем как общество, особенно российское, в котором профессионалы весьма редко готовы отождествить свое мнение с мнением власть имущих, по любому общественно важному вопросу может выставить как представителей своих интересов множество экспертных групп. Причем профессиональный уровень этих групп будет не ниже (если не выше) профессионального уровня разработчиков реформ. То, что этих экспертных групп будет некоторое множество – естественный результат многообразия групповых и индивидуальных интересов в обществе.
Поскольку планы реформы здравоохранения создаются без участия общества – последнее имеет все основания (много раз подтвержденные нашей историей) не доверять власти, предполагать, что за так называемым «государственным интересом» спрятаны конкретные интересы конкретных групп.

1.2.  Управление как коммуникация предполагает, что представление об общественном благе как цели реформаторской деятельности строится на основе общественного обсуждения предлагаемых властью идей и их согласовании с представлениями о собственном благе отдельных социальных групп и индивидов. Данное понимание является центральным в Конвенции «Биомедицина и права человека» Совета Европы 1997 года. То, что Россия не подписала Конвенцию – дополнительный факт, свидетельствующий о неадекватной авторитарности самосознания власть имущих в нашей стране или простом желании некоторых конкретных групп разрешить неопределенную ситуацию к собственной выгоде.

2.   Основой любой политической реформаторской программы является представление о возможности достижения более справедливого положения дел в реформируемой области (в нашем случае в области здравоохранения). Поэтому, прежде всего, следовало бы попытаться осмыслить и подвергнуть широкому общественному обсуждению – в чем состоит несправедливость существующей системы здравоохранения.  С моей точки зрения, которую уже неоднократно выражал, эта несправедливость имеет две взаимосвязанных стороны.

2.1. Во-первых, это политика, которую по аналогии с продразверсткой можно назвать «медразверсткой» - насильственным отчуждением высококвалифицированного труда врачей за нищенское вознаграждение. Принципы «медразверстки» были декретивно определены  в 30е годы решениями ВКПб – врач не мог получать зарплату выше промышленного рабочего. Аналогичное отчуждение было осуществлено в отношении всех форм высокопрофессиональной деятельности (инженеров, педагогов, юристов и др.)  Общество, требующее для себя бесплатного предоставления медицинских услуг, но отказывающееся честно оплачивать услуги врача – поступает несправедливо и создает основание коррупции медицинских работников.

2.2. Во-вторых, политика «медразверствки» попустительствует «врачебному рекету». Поскольку общество не оплачивает достойно работу врачей – весьма значительная их часть считает себя в праве действовать по принципу – «хочешь выжить – плати». В результате, огромная часть российского населения, по Конституции имеющее право на получение медицинской помощи, оказывается лишена таковой.  Это вторая, дополнительная к первой форма несправедливости в здравоохранении.

2.3. Поскольку разрешение подобного рода социального конфликта не может произойти одночасно – необходимо создание общественных институтов, к которым относятся институты биоэтики, в рамках которых общество может приходить в сознание относительно возникающих перед ним актуальных проблем. Вопрос о справедливости – должен получить общественное осмысление и через него – достижение общественного согласия. Попытки манипулятивно решить этот вопрос ничего кроме недоверия вызывать не могут.

3.  Реформирование здравоохранения должно быть согласовано с идеей более справедливого, чем сейчас механизма обеспечения потребностей населения в охране здоровья. Последнее предполагает осознание различными социальными группами своих потребностей в данной области и их участие в разработке не только некоторого сиюминутного решения, но и создания форума, в рамках которого этот вопрос может постоянно обсуждаться и переопределяться. То или иное общество справедливо не потому, что оно имеет некоторое окончательное решение по данному вопросу (что представляет собой в лучшем случае – субъективную иллюзию), но потому, что в нем существует особое пространство для постоянного обсуждения возникающих проблем справедливости, подготовки социально согласованных проектов их решения, и, что принципиально важно, обстоятельной критики принятых решений.

3.1. Реформа здравоохранения происходит в ситуации, когда включенные в нее субъекты принимают решения, не давая ясный отчет о природе современной системы российского здравоохранения. Выделение миллиардных инвестиций в здравоохранение без предварительного ответа на вопрос – что это за экономическая система? – вызывает недоумение. Дело в том, что в современной ситуации свыше половины расходов на охрану своего здоровья пациенты платят из собственного кармана. У нас давно нет «бесплатного» здравоохранения. Поэтому деньги, которые из общего бюджета выделяются на «всех» попадут конкретным субъектам, которые используют их не только для общего блага, но и в своих интересах – в широко распространенных коммерческих программах. Особенно когда речь идет об оказании высокотехнологической помощи. Коммерциализация медицины процесс объективных, но
справедливо, чтобы она развивалась за счет частных инвестиций, а не бюджетных средств.

3.2. Никакой справедливости не будет до тех пор, пока общество, частью которого должны стать независимые медицинские корпорации (ассоциации), не выступит самостоятельным субъектом в отношении с государственной бюрократией. С одной стороны пациенты и их объединения, права которых ясно выражены и надежно защищены законом, а с другой – экономически и социально автономные медицинские профессиональные объединения – это основные субъекты, с которыми власть должна начать диалог для достижения согласия и проведения необходимых реформ.

3.3. Действительная реформа здравоохранения возможна лишь на основе заключения честного социального контракта между обществом и медицинскими профессиями. Биоэтика – это социальный институт для его подготовки.
    


Вернуться к списку

Хроника

Передача "Что делать?". Тема: "Человек или "цифра"? Симбиоз или конфликт?"
12.03.2019
Участвуют: Владимир Миронов, декан факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова; Вадим Васильев, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Александр Антоновский, эксперт-аналитик философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Павел Тищенко, главный научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН; Константин Анохин, главный научный сотрудник отдела нейронаук НИЦ "Курчатовский институт", директор Центра нейронаук и когнитивных наук МГУ им. М.В. Ломоносова.
подробнее

XVIII Фроловские чтения: «Мифология века НТР»
20 ноября 2018 г.
20 ноября 2018 года в 11.00 в Красном зале Института философии РАН состоятся XVIII Фроловские чтения. Тема конференции: «Мифология века НТР».
подробнее

Общероссийская конференция «Философско-религиозные проблемы биотехнологического улучшения человека»
5 декабря 2018 года, Санкт-Петербург
Целью конференции является формирование коммуникативной площадки, диалога представителей научной, медицинской, философской и религиозной мысли. Конференция позволит уточнить позицию разных научных институций по самым актуальным вопросам возможного вмешательства в природу человека, поможет сформировать понятийный и методологический аппарат для междисциплинарной дискуссии в данной области.
подробнее

Дилеммы нейроэтики
20.06.2018
Павел Тищенко, Григорий Юдин и ведущий программы “Археология. Будущего” на “Радио Свобода” Сергей Медведев беседуют о нейроэтике.
подробнее

Научная конференция памяти Б.Г. Юдина – "Человек в мире нейротехнологий: социальные и этические проблемы"
30-31 мая 2018 г., Москва, Россия, Институт философии РАН, сектор гуманитарных экспертиз и биоэтики
Доклады расширенного пленарного заседания будут посвящены ключевым социогуманитарным вопросам развития нейротехнологий, а также развитию идей ведущего отечественного ученого специалиста по философско-методологическим проблемам современной технонауки, этики науки и биоэтике Б. Г. Юдина.
подробнее

Редакция
Карта сайта
News Letter
Сайт разработан при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
Сведения и материалы, изложенные на страницах данного сайта, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы
Copyright © 2005 "Биоэтический Форум"
All content is copyright