Редакция
Карта сайта
News Letter
Биоэтика
Библиотека
Российский комитет по биоэтике
Центры биоэтики
Personalia
Образование
Хроника
Дискуссии
Ссылки
БИОЭТИЧЕСКИЙ ФОРУМ ЮНЕСКО
 
Русский | English
 
 

Хроника

Новости ассоциации | Новости биоэтики | Анонсы событий

Конференция ЮНЕСКО "Социальная справедливость в здравоохранении: биоэтика и права человека"

Конференция ЮНЕСКО

"Социальная справедливость в здравоохранении: биоэтика и права человека"

(Social justice in healthcare: bioethics and human rights)

7-8 декабря 2005, Московский гуманитарный университет (МосГУ)


 

 

Организация и инициатива проведения конференции принадлежит:  в рамках тематических секцийраненияедицинских исследованиях и здравоохранении  Бюро ЮНЕСКО в Москве(Отдел социальных и гуманитарных наук  Штаб-квартира ЮНЕСКО, Отдел этики науки и технологии Сектора социальных и гуманитарных наук). Со-организаторы конференции - Московский гуманитарный университет (МосГУ), Институт философии РАН (ИФ РАН).


Этические и правовые аспекты охраны здоровья требуют междисциплинарного и комплексного подхода к изучению и входят в область компетенции биоэтики. ЮНЕСКО в рамках своего международного мандата в области социальных и гуманитарных наук уделяет все большее внимание вопросам биоэтики как ключевому приоритету в своей деятельности. В частности, эта тематика стала предметом внимания международной общественности и затрагивается во Всеобщей декларации ЮНЕСКО о биоэтике и правах человека. Проблемы справедливости всегда занимали одно из центральных мест в биоэтике, а в последние годы интерес к ним со стороны сообщества ученых, правозащитников, медиков, преподавателей и практиков неуклонно возрастает.

 

Проведение конференции «Социальная справедливость в здравоохранении: биоэтика и права человека» было направлено на развитие сотрудничества государства и гражданского общества в целях эффективного решения задач реформирования и совершенствования системы здравоохранения и реализации положений новой Декларации ЮНЕСКО. В конференции приняли участие политические деятели, специалисты в области биоэтики экономики и организации здравоохранения, представители медицинского и научного сообщества, общественных организаций и движений, международных организаций.


 

В рамках конференции были обсуждены следующие вопросы: 

 -   здоровье человека как показатель качества жизни и приоритет государственной политики;

 -   анализ системы здравоохранения, выявление ее положительных и отрицательных сторон, сравнение прошлых и современных практик здравоохранения; 

-    здоровье на шкале приоритетов общества и государственной политики, подходы к формированию ответственного отношения граждан к собственному здоровью;  

-   биоэтика и права человека, значение для отечественного здравоохранения;

-   основные принципы Всеобщей декларации ЮНЕСКО о биоэтике и правах человека и вопросы ее реализации в российских условиях;

-   взаимодействие государства, системы здравоохранения и институтов гражданского общества в обеспечении социальной справедливости в здравоохранении;

роль неправительственных организаций и движений пациентов в обеспечении доступности и качества медицинской помощи;

представление и анализ социологических данных, характеризующих запросы населения в том, что касается доступности и качества медицинской помощи;

-   анализ и возможности адаптации зарубежного опыта в обеспечении справедливого доступа населения к качественной медицинской помощи 

 

 

Конференция приняла «Итоговый документ» (см. Приложение)

 

 

 

 

 

Оргкомитет конференции: 

 

Борис Григорьевич Юдин, чл.-корр. РАН,
Заведующий отделом комплексных проблем изучения человека

Тел. +7 095 203-9067, факс 203-9169

 E-mail: boris.yudin@public.mtu.ru

    

 

 

Подготовка сессий 1, 2

Институт философии РАН

   

 

 

Михаил Викторович Рукавишников,
Директор по развитию и внешним связям

Тел./факс +7 095 974-7723

  E-mail: m_rukavishnikov@positivenet.ru

 

 

  

  

Подготовка сессии 3;

РОО "Сообщество людей, живущих с ВИЧ/СПИДом"

   

 

 

 

Александр Владимирович Мартыненко, начальник отдела науки и высоких технологий Департамента оборонной промышленности и высоких технологий Правительства РФ

Тел. +7 095 985-4591, факс: 205-4577

  Валерий Андреевич Луков, зам. ректора по НИР,
Директор Института гуманитарных исследований МосГУ
Тел. +7 095 374-7020, факс: 374-759

E-mail: v-lukov@list.ru

 

 

 

Андрей Борисович Тарасов, Начальник Управления координации научных исследований МосГУ 

 

Тел. 374-7882  E-mail: atarasov@mosgu.ru

  

 

 

  

 

Подготовка сессии 4, техническая организация: Московский гуманитарный университет (МосГУ)

 

 

Сергей Викторович Смирнов, Помощник Директора
по социальным и гуманитарным наукам

 Тел. +7 095 230-0554/0643/1065/2245, факс 238-6085

  E-mail: s.smirnov@unesco.ru

    

 

 

   

 

Координация работы Оргкомитета:

  Бюро ЮНЕСКО в Москве

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Приложение

Итоговый документ и рекомендации

 

Конференции ЮНЕСКО
"Социальная справедливость в здравоохранении:
биоэтика и права человека"

 

Москва, 7-8 декабря 2005 г.

 

Участники Конференции "Социальная справедливость в здравоохранении: биоэтика и права человека", собравшиеся 7-8 декабря 2005 г. в Москве, представляющие государственные, международные, общественные и частные организации, научные, медицинские и правозащитные учреждения, сообщества пациентов,

 

ссылаясь на Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., другие международные и региональные документы в области биоэтики и прав человека, Конституцию Российской Федерации, а также национальные законодательные нормы и правила, международные и региональные кодексы поведения и руководящие принципы в области биоэтики,

 

учитывая необходимость внедрения универсальных принципов на основе общих этических ценностей, призванных служить ориентиром для научно-технического прогресса и социальных преобразований,

 

подчеркивая, что здравоохранение, являясь одной из ключевых сфер, в которых формируются условия качества жизни и благополучия человека, представляет собой приоритетную область реализации социальных прав граждан и норм биоэтики,

 

признавая, что здоровье, как один из ключевых факторов человеческого потенциала, повышения уровня жизни, укрепления конкурентоспособности страны и национальной безопасности, зависит не только от прогресса науки и техники, но и от соответствующих политических мер и решений и институциональных условий,

 

признавая также, что решения, касающиеся этических вопросов в области общественного здравоохранения, медицины, наук о жизни и связанных с ними технологий, оказывают существенное воздействие на отдельных лиц, семьи, группы или общины и все население в целом,

 

учитывая необходимость актуализации и совершенствования подходов к вопросам социальной справедливости в здравоохранении для гарантирования соблюдения прав человека и этических норм,

 

признавая, что для оценки социальной политики государства и повышения ее эффективности важно уделять внимание развитию равноправного сотрудничества между всеми секторами общества,

 

подчеркивая необходимость привлечения международного опыта и развития международного сотрудничества в области социальных и гуманитарных наук, в частности, в сфере прав человека и биоэтики,

 

принимая во внимание необходимость учета потребностей и интересов сообществ пациентов и уязвимых слоев населения, и считая, что ко всем без исключения гражданам следует применять одни и те же этические нормы в медицине и биомедицинских исследованиях,

 

ссылаясь на положения Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека, принятой на Генеральной конференции ЮНЕСКО в октябре 2005 г.,

 

приняли следующие решения и рекомендации для разработки мер на национальном уровне и внесения предложений в рамках программ международного сотрудничества:

 

Основные положения

 

1.    Социальная справедливость в здравоохранении находит выражение в следующем:

 

a.    укрепление и охрана здоровья граждан без ограничений по каким бы то ни было признакам или индивидуальным характеристикам;

 

b.    обеспечение универсального доступа к качественной медицинской помощи;

 

c.    обеспечение справедливого доступа к медицинским, научным и техническим достижениям;

 

d.    обеспечение профилактических мер, направленных на предотвращение заболеваний, препятствующих реализации человеком своего потенциала.

 

Вопросы социальной справедливости должны найти свое место в национальных планах развития здравоохранения; их следует определять в контексте общих целей политики здравоохранения и политики социально-экономического и культурного развития.

 

2.    Социальная справедливость в здравоохранении должна реализовываться исходя из следующих принципов:

 

a.    Каждый человек имеет право на охрану своего здоровья;

 

b.    первоочередное внимание должно быть уделено группам, находящимся в менее благоприятном положении с точки зрения доступа к медицинской помощи;

 

c.    необходимо принимать во внимание возможности и стремление каждого человека к укреплению своего физического и духовного здоровья;

 

d.    каждый гражданин должен иметь возможность реализовать свой потенциал в тех областях, которые представляются данному индивиду наиболее важными и ценными для него.

 

3.    Органам государственной власти следует:

 

a.    признать требования социальной справедливости необходимым и специфическим компонентом всей системы здравоохранения;

 

b.    создавать структуры, разрабатывать и осуществлять программы, отвечающие потребностям всех категорий населения, нуждающихся в медицинской помощи, а также проводить мероприятия по информированию населения о своих правах и гарантиях государства по их защите;

 

c.    обеспечивать равноправный доступ к квалифицированной медицинской помощи;

 

d.    принимать меры в целях содействия тому, чтобы программы здравоохранения были направлены на улучшение социального положения наиболее уязвимых групп;

 

e.    обеспечить правовые, экономические, организационные и информационные условия вовлечения институтов гражданского общества в выработку и реализацию политики в области здравоохранения;

 

f.      разработать и принять закон о биомедицинских исследованиях.

 

4.    Социальная справедливость в здравоохранении предполагает не только осуществление аффирмативных (поддерживающих) мер со стороны людей, принимающих решения, но и разнообразные формы активного участия людей, нуждающихся в медицинской помощи. Достижение наивысших возможных стандартов здоровья предполагает деятельность по реализации основных прав, включая их защиту путем создания добровольных объединений (ассоциаций) граждан.

 

5.    В целях контроля над реализацией принципов социальной справедливости необходима систематическая оценка мероприятий в области поддержки и укрепления здоровья граждан. Чтобы оценка была эффективной, она должна быть включена в программы обеспечения права на здоровье на всех ступенях и этапах. Существенную роль в этом могут сыграть независимые междисциплинарные этические комитеты, действующие в целях:

 

a.    консультирования по этическим проблемам в клинической медицине;

 

b.    оценки научно-технического прогресса, выработки рекомендаций и руководящих принципов на основе норм биоэтики и прав человека;

 

c.    оценки соответствующих этических, правовых, научных и социальных проблем, касающихся исследовательских проектов, объектом которых является человек;

 

d.    содействия обсуждению, просвещению и информированию общественности по вопросам биоэтики и ее привлечению к их решению.

 

6.     Органам управления здравоохранением в целях обеспечения социальной справедливости рекомендуется:

 

a.    полностью использовать для достижения этих целей существующую материальную базу здравоохранения и создавать новую там, где она отсутствует;

 

b.    делать необходимые капиталовложения в развитие системы здравоохранения: в подготовку врачей, младшего и среднего медицинского персонала, преподавателей медицинских учебных заведений, организаторов и инструкторов;

 

c.    содействовать разработке стратегии и методов развития системы здравоохранения;

 

d.    обеспечивать справедливое вознаграждение труда и повышать мотивацию медицинских работников;

 

e.    устранять экономические и социальные препятствия на пути к получению качественной медицинской помощи;

 

f.      способствовать охране права на доступность и качество медицинской помощи посредством обеспечения представительства сообществ пациентов и выражения их интересов на соответствующих уровнях принятий решений, а также на местах – через включение в этические комитеты при больницах и других лечебных учреждениях.

 

 

 

Специальные рекомендации по итогам работы тематических сессий

 

Сессия 1 "Соблюдение права человека на охрану здоровья как приоритет политики в области здравоохранения"

 

1.    Признать в качестве необходимого условия для проведения эффективной политики в области охраны здоровья организацию деятельности, направленной на выявление нужд, потребностей и интересов прямых реципиентов этой политики. Важно обеспечить их полноправное участие в ее разработке и реализации, имея в виду различные формы партнерства государства и общества в области охраны здоровья.

 

2.    Исходя из того, что затраты на здравоохранение являются не только статьей расходов бюджета, но и формой инвестиций, позволяющих наращивать общественный и личный капитал, считать необходимыми операционализацию и широкое применение таких критериев и показателей, которые дают возможность измерять эффективность бюджетных инвестиций в повышении качества жизни и улучшении здоровья россиян.

 

3.    Принимая во внимание тот факт, что сегодня ценности здорового образа жизни, ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью близких еще не стали ориентиром для многих россиян, считать целесообразным разработку комплекса мер, направленных на стимулирование, в том числе материальное, ответственного отношения граждан к собственному здоровью.

 

4.    Ввиду того, что результаты биомедицинских исследований являются существенным фактором обеспечения благополучия человека и охраны его здоровья, признать важной составной частью политики в области охраны здоровья их поддержку и организацию систематической деятельности, направленной на обеспечение доступности достоверной информации о биомедицинских исследованиях для самых широких слоев населения, в частности, путем развития доступа к базам данных о результатах клинических исследований. Представляется важным также широкое использование новейших научно-технических достижений, в частности, современных биомедицинских технологий, для повышения качества услуг в здравоохранении.

 

5.    Считать необходимым активное вовлечение граждан в формирование и реализацию политики в области охраны здоровья, принимая при этом во внимание наличие у различных социальных групп специфических жизненных потребностей, а особенно –наличие категорий граждан с ограниченными возможностями для реализации собственного человеческого потенциала, таких, как лица с определенными заболеваниями (онкологическими, сердечно-сосудистыми, связанными с ослабленным зрением, диабетом, ВИЧ/СПИДом и др.). Платформой для такого вовлечения должны стать различные общественные движения и организации, в частности, защищающие права и интересы как пациентов и потребителей социальных услуг в целом, так и отдельных сообществ пациентов. В этой связи, особой поддержки заслуживает деятельность, направленная на минимизацию влияния связанных с этими заболеваниями ограничений.

 

6.    Исходя из того, что защита прав наиболее уязвимых категорий населения является ключевым условием реализации целей и принципов социальной справедливости в здравоохранении, особое внимание следует уделять следующим социальным группам: женщины, молодежь, люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, население экономически депрессивных , а также сельских регионов, безработные, этнические и культурные меньшинства, люди пожилого возраста, люди с ограниченными физическими и психическими возможностями. Интересы этих социальных групп должны стать объектом приоритетного внимания со стороны государственных институтов и учреждений системы здравоохранения.

 

 

 

Сессия 2 "Межсекторное партнерство в обеспечении социальной справедливости в здравоохранении"

 

1.    В целях объединения усилий государственных структур, научного, экспертного сообщества, бизнес-сектора и некоммерческих организаций следует:

 

a.    содействовать повышению профессионализма всех секторов общества в области межсекторного партнерства;

 

b.    оказывать поддержку мерам по разработке, развитию и популяризации программ социальной ответственности и социальных инвестиций, социальной отчетности, добросовестной деловой практики;

 

c.    ускорить выработку со стороны государства стандартов социальных услуг;

 

d.    содействовать развитию систем межсекторного социального взаимодействия и партнерства (МСП) посредством поддержки исследований в области МСП, распространения информации и обучения в области МСП и развития гражданского общества, анализа и адаптации к российским условиям успешных зарубежных практик МСП, а также практики применения механизмов МСП, разработанных на региональном и национальном уровнях, более широкого вовлечения представителей государства, некоммерческого сектора и бизнеса в решение социальных проблем, в особенности в области охраны здоровья;

 

e.    содействовать проведению научных исследований, разработке и внедрению новых технологий и механизмов в области управления социальными проектами, а также в сфере некоммерческой деятельности и взаимодействия некоммерческого, государственного и частного секторов.

 

2.    Исходя из необходимости привлечения опыта и ресурсов организаций гражданского общества для выработки и реализации политики в области здравоохранения, обеспечения доступа к качественной медицинской помощи и защиты прав пациентов, рекомендуется:

 

a.    обеспечивать участие институтов гражданского общества в процессах принятия решений в области охраны здоровья и оценки этических аспектов медицинской помощи и биомедицинских исследований на принципах равноправия, обязательного представительства, информированности, участия на всех стадиях реализации;

 

b.    признать одной из форм такого вовлечения участие в работе этических комитетов представителей организаций сообществ пациентов.

 

3.    Исходя из того, что в последнее время получают развитие социальные программы частного сектора, направленные на развитие человеческого потенциала и создание условий для повышения уровня жизни населения, признать актуальным реализацию следующих мер:

 

a.    обобщение и распространение опыта социальных программ тех организаций и предприятий, которые сумели повлиять на изменение ситуации в сфере здравоохранения не только в отношении своих сотрудников, но и жителей населенных пунктов, тесно с этими организациями связанных (градообразующие предприятия);

 

b.    разработка для организаций частного сектора рекомендаций относительно их социальных программ на основе обобщения успешных практик и опыта;

 

c.    использование информации о позитивном опыте бизнес-структур в развитии человеческого потенциала для формирования их делового имиджа и организационной культуры.

 

4.    Принимая во внимание роль средств массовой информации в информационно-просветительской поддержке здорового образа жизни и правового образования граждан, рекомендовать следующие меры по развитию взаимодействия со СМИ для обеспечения социальной справедливости в здравоохранении:

 

a.    содействие развитию социальной журналистики и социальной рекламы с привлечением соответствующих заинтересованных сторон и экспертов, в частности, через вовлечение СМИ и журналистов в процесс решения социальных проблем, консультирование и обучение по вопросам подачи социальной информации;

 

b.    привлечение специалистов-медиков и представителей этических комитетов к освещению в СМИ вопросов медицинско-правового характера;

 

c.    разработка и внедрение технологий социальной рекламы с участием специалистов, в частности, психологов, для повышения ее эффективности;

 

d.    планирование, реализация и оценка программ и общественных кампаний по социальному маркетингу, просвещению, распространению и передаче информации, направленной на привлечение внимания широкой общественности и СМИ к социальным проблемам, согласование и мобилизацию усилий по их решению.

 

 

 

Сессия 3 "Этические аспекты противодействия эпидемии ВИЧ/СПИДа"

 

1.    Исходя из того, что первостепенное значение в решении проблем ВИЧ/СПИДа имеют меры, осуществляемые на государственном уровне, предлагается следующее:

 

a.    подготовка Доклада Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о ситуации в области ВИЧ/СПИДа при участии и соответствующей поддержке заинтересованных организаций, экспертов и представителей сообщества людей, живущих с ВИЧ/СПИДом;

 

b.    анализ законодательства на предмет соответствия его норм правам человека и Конституции РФ, а также федеральным законам и нормам международных договоров РФ;

 

c.    разработка и принятие национальных протоколов лечения ВИЧ-инфекции на основе рекомендаций ВОЗ;

 

d.    разработка и реализация мер по снижению стоимости специализированного лечения (антиретровирусной терапии), в том числе путем специальных мер налоговой и таможенной политики, содействие отечественному производству соответствующих лекарственных препаратов.

 

2.    В целях повышения эффективности государственных мер по предотвращению распространения ВИЧ-инфекции и исходя из имеющегося в настоящее время опыта, накопленного в практике некоммерческих организаций, в рамках государственных профилактических программ по ВИЧ/СПИДу следует внедрять наработки и использовать потенциал общественных организаций, работающих в этой области, посредством таких последовательных шагов:

 

a.    создания открытой базы данных НКО, специализирующихся на профилактических программах для различных целевых групп;

 

b.    привлечения НКО к разработке, планированию, реализации, мониторингу и оценке государственных профилактических программ;

 

c.    внедрения учебных, профилактических программ в образовательный процесс (школа, вуз).

 

3.    Принимая во внимание специфику распространения ВИЧ, состоящую в том, что наибольшее распространение эпидемии наблюдается в среде людей, принимающих инъекционные наркотики, и учитывая растущие темпы полового пути передачи, при том, что одним из наиболее эффективных методов профилактики ВИЧ-инфекции среди данной целевой группы являются программы снижения вреда, считать целесообразным поддержку на государственном уровне программ снижения вреда, заключающуюся в следующем:

 

a.    обзор, анализ и адаптация опыта, существующего в мире и в России;

 

b.    интеграция программ снижения вреда в систему государственных мер по профилактике;

 

c.    направление на реализацию программ снижения вреда части средств государственного и муниципального бюджета здравоохранения, предусмотренных на профилактику;

 

d.    вовлечение НКО, обладающих необходимыми навыками и человеческим потенциалом, в качестве основных исполнителей соответствующих программ.

 

4.    Принимая во внимание неоднозначность активно поднимаемого в настоящее время в мире и России на различных уровнях вопроса о заместительной терапии, инициировать всестороннее обсуждение вопроса о возможности внедрения программ заместительной терапии (с учетом их этических аспектов ) для профилактики и лечения ВИЧ-инфекции с привлечением законодателей, экспертов системы здравоохранения, научных и медицинских учреждений и пациентов, имея в виду решение следующих вопросов:

 

a.    анализ опыта и практики проведения программ заместительной терапии в других странах;

 

b.    анализ существующего законодательства и институциональной инфраструктуры на предмет возможности внедрения программ заместительной терапии;

 

c.    анализ путей и инструментов возможного внедрения программ заместительной терапии.

 

5.    Принимая во внимание потенциал организаций, представляющих интересы пациентов, в формировании приверженности к лечению ВИЧ-инфекции, следует привлекать соответствующие НКО к разработке, планированию, реализации, мониторингу и оценке программ по лечению ВИЧ-инфекции, посредством следующих мер:

 

a.    разработка и внедрение многоуровневых моделей взаимодействия между системой здравоохранения и сообществами пациентов, а также между сотрудниками системы здравоохранения, социальными работниками и пациентами в процессе лечения и формирования приверженности к нему;

 

b.    направление части средств государственного и муниципального бюджета здравоохранение на поддержку и развитие системы «равных» консультантов на базе лечебных учреждений посредством подготовки таких консультантов из числа людей, живущих с ВИЧ, и создания условий для их работы;

 

c.    оказание государственной поддержки и выделение финансирования для НКО по проведению программ немедицинского ухода и поддержки людей, находящихся в терминальной стадии ВИЧ-инфекции.

 

6.    Ввиду того, что ВИЧ-положительные пациенты подвержены стигматизации, дискриминации и нарушению прав по предоставлению медицинской помощи, считать целесообразным разработку и внедрение с участием НКО учебных программ для сотрудников медицинских учреждений, включая:

 

a.    анализ причин нарушения прав пациентов при предоставлении медицинской помощи;

 

b.    разработку и апробацию учебных программ для медицинского персонала с их последующим внедрением в систему вузовского образования и повышения квалификации (последипломной подготовки).

 

7.    Исходя из того, что организации пациентов обладают значительными возможностями в плане формирования приверженности к лечению, мониторинга соблюдения прав пациентов и развития взаимодействия с пациентами при проведении биомедицинских исследований, следует способствовать вовлечению людей, живущих с ВИЧ, и экспертов общественных организаций в подготовку и проведение биомедицинских исследований, в частности:

 

a.    способствовать тому, чтобы все протоколы научных исследований, направленных на лечение ВИЧ, в т.ч. связанных с применением антиретровирусной терапии, прошли оценку независимых комитетов по этике с участием людей, живущих с ВИЧ/СПИДом;

 

b.    содействовать развитию сотрудничества между государством и институтами гражданского общества, в частности, между организациями пациентов и комитетами по этике, для повышения эффективности мер по мониторингу соблюдения и защиты прав пациентов.

 

 

 

Сессия 4 "Охрана здоровья граждан: государственная и общественная экспертиза"

 

1.    Исходя из того, что для обеспечения социальной справедливости в здравоохранении важным условием является мониторинг государственных мер и инициативных действий граждан в этой области, а также анализ эффективности таких мер и действий, считать целесообразным решение органами государственной власти и местного самоуправления следующих задач:

 

a.    разработка с участием всех секторов общества и установление единых показателей для оценки эффективности государственных мер и инициативных действий граждан в этой области, согласованных со специалистами и утвержденных соответствующими органами исполнительной власти, а по специфическим проблемам территорий – и органами местного самоуправления (в дополнение к общим показателям);

 

b.    организация мониторингов имеющейся практики общественной экспертизы с определением порядка их проведения и формы представления результатов органам, ответственным за исполнение соответствующих мер;

 

c.    осуществление исследований, включая мониторинговые, силами организаций, формально не зависящих от органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, на основе государственного социального заказа на научно-исследовательские разработки с финансированием из средств соответствующих бюджетов;

 

d.    обеспечение доступности и публичного характера пользования данными мониторингов посредством их публикации в средствах массовой информации.

 

2.    Признать необходимым сопровождать мониторинг по утвержденным показателям специализированными социологическими и иными исследованиями, выявляющими:

 

a.    проблемы в сфере охраны здоровья;

 

b.    распространение социальных практик здорового образа жизни;

 

c.    организацию лечения заболеваний, имеющих своим источником бедность, бездомность, низкий уровень бытовой культуры и т.п.

 

3.    Считать целесообразным осуществление поэтапного перехода от отдельных исследований в области социальных аспектов здравоохранения через мониторинг этих аспектов по утвержденным показателям к государственной и общественной экспертизе по вопросам развития человека и охраны жизни и здоровья граждан (гуманитарной экспертизе). Такая экспертиза должна становиться обязательным элементом системы здравоохранения на всех ее уровнях и на всех территориях. В этой связи рекомендуется:

 

a.    внести предложения по проекту соответствующего федерального закона, создать в инициативном порядке рабочую группу по его разработке, а также по подготовке комплекса подзаконных актов, из него вытекающих;

 

b.    инициировать проведение специализированных конкурсов научных проектов в РГНФ и РФФИ по проблематике социальной справедливости в здравоохранении, биоэтики и защиты прав человека на охрану здоровья с целью разработки конкретных механизмов гуманитарной экспертизы;

 

c.    организовать эксперименты в регионах РФ по внедрению гуманитарной и этической экспертизы в процесс принятия управленческих решений.

 

4.    Меры по формированию обозначенных мониторинга и гуманитарной экспертизы важно рассматривать как часть активной деятельности институтов гражданского общества, осуществляемой совместно с государством. В этой связи следует:

 

a.    инициировать разработку и осуществление социальных проектов в целях обеспечения социальной справедливости в здравоохранении, продвижения к более эффективной модели взаимодействия государства и гражданского общества;

 

b.    определить содержание и объем мер государственной поддержки инициативных проектов структур гражданского общества, отдельных граждан, семей в данной области на принципе субсидиарности.

 

5.    Расширение исследовательской практики по этическим аспектам охраны здоровья граждан, вопросам совершенствования системы общественного здравоохранения и т.п. предполагает развитие научно-исследовательской инфраструктуры. В этой связи считать целесо­образным учреждение:

 

a.    научно-исследовательских и образовательных центров биоэтики;

 

b.    специализированных структур в вузах и научно-исследовательских учреждениях, занимающихся вопросами социальной медицины, социологии здоровья и т.п. (кафедры, научные подразделения);

 

c.    социологических центров в системе Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии медицинских наук, специализирующихся на изучении проблем прав человека в контексте охраны здоровья.

 

6.    Учитывая необходимость установления научных связей между различными институтами и группами экспертов в рассматриваемой сфере исследований и экспертных оценок, считать целесообразной разработку на базе действующих научных структур:

 

a.    методики по исследованиям здоровья как социальной ценности для различных групп населения и доступности услуг здравоохранения как индикатору социальной дифференциации, которые следует проводить на местах с учетом имеющихся территориальных и социокультурных различий;

 

b.    предложений по планированию органами испол­нительной власти и органами местного самоупра­в­ления мониторингов, экспертиз, иссле­дований в области социологии здоровья и социологии медицины, биоэтики, прав человека, семьеведения, ювенологии, геронтологии и в других сферах, позволяющих получить более ясную картину реализации принципов социальной справедливости в здравоохранении.

 

7.    Исходя из того, что последовательное проведение обозначенных в настоящих рекомендациях мер пред­полагает вовлечение специалистов, имеющих подготовку в области биоэтики, социальной медицины и др., считать необходимым:

 

a.    при разработке и коррекции государственных образо­вательных стандартов высшего образования внедрять элементы биоэтики как путем введения учебных курсов био­­этики в федеральный компонент таких стандартов по ряду специальностей (не только медицина, но и социальная работа, социальная педагогика и др.), так и через включение дидактических единиц, основанных на биоэтике, в стандарты других учебных курсов по широкому кругу дисциплин (философия, этика, концепции современного естествознания, гражданское воспитание, обеспечение безопасности жизнедеятельности и др.);

 

b.    разработать рекомен­дации по включению биоэтики в учебные планы для вузов с учетом возможностей ее изучения в качестве дисциплины регионального (вузовского) компонента госуда­рствен­ного образова­тельного стандарта высшего образования.

 

Вернуться к списку

Хроника

Передача "Что делать?". Тема: "Человек или "цифра"? Симбиоз или конфликт?"
12.03.2019
Участвуют: Владимир Миронов, декан факультета философии МГУ им. М.В. Ломоносова; Вадим Васильев, профессор философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Александр Антоновский, эксперт-аналитик философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; Павел Тищенко, главный научный сотрудник сектора гуманитарных экспертиз и биоэтики Института философии РАН; Константин Анохин, главный научный сотрудник отдела нейронаук НИЦ "Курчатовский институт", директор Центра нейронаук и когнитивных наук МГУ им. М.В. Ломоносова.
подробнее

XVIII Фроловские чтения: «Мифология века НТР»
20 ноября 2018 г.
20 ноября 2018 года в 11.00 в Красном зале Института философии РАН состоятся XVIII Фроловские чтения. Тема конференции: «Мифология века НТР».
подробнее

Общероссийская конференция «Философско-религиозные проблемы биотехнологического улучшения человека»
5 декабря 2018 года, Санкт-Петербург
Целью конференции является формирование коммуникативной площадки, диалога представителей научной, медицинской, философской и религиозной мысли. Конференция позволит уточнить позицию разных научных институций по самым актуальным вопросам возможного вмешательства в природу человека, поможет сформировать понятийный и методологический аппарат для междисциплинарной дискуссии в данной области.
подробнее

Дилеммы нейроэтики
20.06.2018
Павел Тищенко, Григорий Юдин и ведущий программы “Археология. Будущего” на “Радио Свобода” Сергей Медведев беседуют о нейроэтике.
подробнее

Научная конференция памяти Б.Г. Юдина – "Человек в мире нейротехнологий: социальные и этические проблемы"
30-31 мая 2018 г., Москва, Россия, Институт философии РАН, сектор гуманитарных экспертиз и биоэтики
Доклады расширенного пленарного заседания будут посвящены ключевым социогуманитарным вопросам развития нейротехнологий, а также развитию идей ведущего отечественного ученого специалиста по философско-методологическим проблемам современной технонауки, этики науки и биоэтике Б. Г. Юдина.
подробнее

Редакция
Карта сайта
News Letter
Сайт разработан при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
Сведения и материалы, изложенные на страницах данного сайта, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы
Copyright © 2005 "Биоэтический Форум"
All content is copyright