Редакция
Карта сайта
News Letter
Биоэтика
Библиотека
Российский комитет по биоэтике
Центры биоэтики
Personalia
Образование
Хроника
Дискуссии
Ссылки
БИОЭТИЧЕСКИЙ ФОРУМ ЮНЕСКО
 
Русский | English
 
 

Центры биоэтики

Кафедры и курсы биоэтики |  Этические комитеты |  Общественные организации |  Все организации

Название: Курс "Биоэтика" в Московском государственном медико-стоматологическом университете, кафедра философии, биомедицинской этики и гуманитарных наук.

Административная принадлежность: Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский Государственный Медицинский Университет Министерства Здравоохранения и социального развития Российской Федерации».

Электронный адрес: www.philosophy-msmsu.narod.ru

Руководитель организации: Моисеев Вячеслав Иванович.

Состав исполнителей курса: Моисеев Вячеслав Иванович, Киященко Лариса Павловна, Бартко Александр Николаевич


Программа:


Вводная часть.

Раздел 1.
Предмет, дисциплинарный статус и методы биоэтики. Возникновение биоэтики как самостоятельной дисциплины и происхождение термина. Факторы, обусловившие трансформацию традиционной профессиональной медицинской этики в современную биоэтику. Основные аспекты биоэтики как междисциплинарной области. Основные подходы к этике. Нормативная этика. Ненормативная этика: дескриптивная этика и метаэтика. Практическая этика. Биоэтика – раздел практической нормативной этики. Содержание моральной аргументации. Уровни моральной аргументации: индивидуальные суждения, правила, принципы и этические теории. Характер и основные виды этических конфликтов. Определение биоэтики. Предмет биоэтики. Методы биоэтике.

Раздел 2.
Исторические традиции медицинского этоса. Гиппократова традиция в медицине. Источники традиции. Основное содержание. Традиция в современности. Западные религиозные традиции. Православная этическая традиция. Защита жизни. Продолжение жизни. Этическая традиция римского католичества. Протестантская этическая традиция. Иудейская этическая традиция. Источник авторитета. Принципы иудейской морали применительно к биомедицине. Восточные этические традиции в медицине. Аюрведа. Мусульманская этическая традиция. Источники закона ислама. Принципы мусульманской морали применительно к биомедицине. Буддизм. Основы буддийской мысли. Позиция буддизма по отношению к некоторым проблемам, связанным с биомедициной.

Часть 1.Метабиоэтика (Теория биоэтики).

Раздел 3.
Основные типы этической теории, используемые в биоэтике. Утилитаризм. Принцип полезности. Теории ценности: гедонизм, плюрализм, утилитаризм предпочтения. Утилитаризм действия и правила. Кантианская этическая теория. Общая характеристика деонтологической теории. Категорический императив. Другая формулировка категорического императива. Источник морали. Долг. Понятие доброй воли. Совершенный и несовершенный долг. Этика Канта в медицинском контексте. Трудности, с которыми встречается этика Канта. Теория моральных обязательств prima facie У. Д. Росса. Моральные свойства и правила. Фактические моральные обязательства и prima facie моральные обязательства. Список prima facie моральных обязательств Росса. Теория моральных обязательств prima facie в биомедицинском контексте. Теория справедливости Дж. Ролза. Исходное положение и принципы справедливости. Понятие "занавеса неведения". Понятие "первичных благ". Справедливость как честность. Два принципа справедливости и их функции. Проблема патернализма. Понятие и виды "естественных обязанностей". Теория справедливости Ролза в медицинском контексте. Либертарианская теория справедливости Р. Нозика. Либертарианская теория и классический либерализм. Понятие "минимального государства". Этика добродетели. Этика добродетели Аристотеля. Современные теории добродетели Этика естественного закона римского католичества. Цели, разум и моральный закон в интерпретации римского католичества. Принцип двойного эффекта. Принцип целостности, или терапевтический принцип. Приложение морально-теологических точек зрения римского католичества в медицинском контексте.

Раздел 4.
Принципы биомедицинской этики. Моральные обязательства врачей и права пациентов. Модели отношения «врач – пациент». Принцип уважения автономии личности. Понятие автономии: 1) автономия как свобода действия; 2) автономия как свобода выбора: 3) автономия как способность эффективно обдумать ситуацию. Принцип автономии в медицинском контексте – информированное согласие. Ключевые понятия: компетентность и понимание. Классификация некомпетентности. Терапевтическая привилегия. Согласие детей и подростков. Ограничения автономии. Принцип патернализма. Патернализм слабый и сильный. Суррогатное решение и его границы. Право отказаться от лечения. Принцип благодеяния. Понятие и обязательство благодеяния, его границы. Метод оценки риска вреда для определения степени обязательства. Обязательство пациента: ординарные и экстраординарные средства предохранения и восстановления здоровья. Обязательство врача: принцип медицинских показаний. Обязательства заместителей пациента: принцип наилучших интересов пациента. Проблема качества жизни. Конфликт интересов. Принцип "не навреди". Понятие и обязательство не вредить. Принцип "двойного эффекта". Четыре условия принципа. Принцип пропорциональности. Принцип справедливости. Нехватка и распределение. Социальные приоритеты: распределение на макроуровне. Распределение на микроуровне: индивидуальное и институциональное рационирование. Теории распределительной справедливости: строгий эгалитаризм; социализм; утилитаристская теория справедливости; справедливость как честность (Дж. Ролз); либертарианизм (Р. Нозик); теория прав о справедливости. Определение здоровья и болезни, споры вокруг него. Справедливость и здравоохранение. Здравоохранение и его собственные границы. Принцип сообщения правды. Понятие и обязанность сообщать правду. Обязанность не лгать. Обязанность сообщать правду тем, кто имеет право на неё. Проблема "лжи во благо". Право на правду. Проблема плацебо. Принцип конфиденциальности. Понятие и обязательство хранить тайну. Естественная тайна, Обещанная тайна. Профессиональная тайна. Истории болезней, исследование и конфиденциальность. Проблема пределов конфиденциальности. Модели взаимоотношения врач-пациент. Патерналистская, техническая, коллегиальная, контрактная и договорная модели отношения «врач-пациент», их сравнительный анализ.

Часть II. Специальная и клиническая биоэтика.

Раздел 5.
Этические и юридические проблемы смерти и умирания. Дефиниция и клиническое определение смерти. Понятие «биологической смерти» и кардиореспиратоный критерий смерти. Понятие «полной смерти мозга». Понятие «постоянного (устойчивого) вегетативного состояния» (церебральной смерти). Проблема стандартов клинического определения смерти мозга. Философские проблемы адекватности определения смерти мозга. Этика поддерживающего жизнь лечения. Этическая основа для принятия решений о поддерживающем жизнь лечении (компетентные и некомпетентные пациенты). Ординарное и экстраординарное лечение. Моральность убийства. Преднамеренное лишение жизни в сравнении с предвиденным, но неумышленным лишением жизни. Убийство и позволение умереть. Не начало лечения и прекращение лечения. Поддерживающее жизнь лечение и самоубийство. Классические случаи в этике поддерживающего жизнь лечения (Квинлан и Крузан). «Поддерживаемое врачом самоубийство». Проблема самоубийства: история вопроса. Концепция содействия в самоубийстве. Дискуссии об определении и разграничении «самоубийства», «рационального самоубийства», «содействия в самоубийстве» и «эвтаназии». Аргументы «за» и «против» содействия в самоубийстве. Классические случаи в этике самоубийства (Боувиа и Макафи). «Смерть с участием врача». Эвтаназия (убийство из милосердия): история вопроса. Принудительная "эвтаназия" в нацистской Германии. Декриминализация добровольной эвтаназии в Нидерландах. "Общество хемлок" в Соединенных Штатах. Хосписное движение как альтернатива «смерти с участием врача». Понятие эвтаназии и ее виды. Доктор Кеворкян и помощь в смерти. Этические проблемы. «Скользкий склон».

Раздел 6.
Этические и юридические проблемы начала жизни. Этика аборта, стерилизации и контрацепции. История вопроса: перспективы по аборту. Определение и виды аборта. Моральный статус плода. Права беременных женщин. Этические проблемы стерилизации и контрацепции. Добровольная и принудительная стерилизация. Виды контрацепции. Религиозная мораль и проблема контрацепции. Социальный контекст. Казус Roe v. Wade. Человеческое развитие и аборт. Определение и типы аборта: спонтанный аборт и аборт как результат человеческого вмешательства (искусственное прерывание беременности). Аборт прямой, непрямой и терапевтический. Моральный статус плода. Границы рационального аргумента. Требования защиты маргинализованных. Беременность, аборт и права женщины. Право на невмешательство и контекст смерти. Мотивы аборта. Терапевтический и нетерапевтический аборты. Социальная поддержка и проблема аборта. Конфликт интересов матери и плода. Границы репродуктивной свободы женщины. Аборт и закон. Этические теории и аборт. Статистика. Этические проблемы стерилизации и контрацепции. Добровольная и принудительная стерилизация. Виды контрацепции. Религиозная мораль и проблема контрацепции.

Раздел 7.
Этические и юридические проблемы начала жизни. Этика новых репродуктивных технологий. Методы искусственной инсеминации. Искусственная инсеминация донором. Искусственная инсеминация донором и незамужняя мать. ИСД без скрининга. Анонимность доноров и связанные с этим проблемы. ИСД и опасность инцеста. Оплодотворение in vitro (экстракорпоральное, т. е. в пробирке) с последующей имплантацией эмбриона в матку женщины. Ответственность за ребёнка. Риски для матери и ребёнка. Этические проблемы замороженных эмбрионов и банков спермы. Экстракорпоральное вынашивание (суррогатное материнство). Суррогатные матери и их права. Ответственность за ребёнка. Этика и единство деторождения и любви. Этика поставщика медицинской услуги. Этические теории и репродуктивный контроль. Вопрос распределительной справедливости. Этические и юридические проблемы репродуктивного и терапевтического клонирования.

Раздел 8.
Специфические проблемы биоэтики: этические и юридические проблемы медицинской генетики и проведения биомедицинского исследования. Этические проблемы медицинской генетики. Конфиденциальность и добровольное информированное согласие в медицинской генетике. Этические проблемы применения методов, используемых медициной для диагностики и коррекции генетических нарушений. Этические аспекты медико-генетического консультирования. Происхождение этического интереса к экспериментам над людьми. "Нюрнбергский кодекс", "Хельсинкская Декларация (Руководящие рекомендации для врачей, проводящих медико-биологические исследования, включающие опыта на людях)". Этика исследователя. Информированное согласие предполагает сообщение информации. Нераскрытие информации по научным резонам. Компетентное и суррогатное информированное согласие. Согласие и особые классы объектов исследований: дети, пациенты, некомпетентные пациенты, беременные женщины. Терапевтические и нетерапевтические эксперименты. Справедливость и распределение исследовательского риска. Конфликты интересов. Этические проблемы исследовательской методологии. Эксперименты над заключёнными. Этические проблемы экспериментирования над эмбрионами. Институциональные механизмы контроля при проведении биомедицинских экспериментов. Этическая допустимость и размер вознаграждения за участие в экспериментах. Этика пользователей результатами биомедицинских исследований.

Раздел 9.
Специфические проблемы биоэтики: этические и юридические проблемы трансплантации органов и тканей, СПИДа и оказания психиатрической помощи. Этика передачи в дар органов. Живые доноры. Живые доноры невозобновляемых парных органов. Принцип пропорциональности в трансплантации. Живые, но терминальные доноры. Трансплантация ткани плода. Проблема продажи органов. Этика передачи органов от трупов. Имеется ли обязанность передачи в дар органы и ткани? Этика реципиента. Обязанности бригады, осуществляющей трансплантацию. Взаимоотношения с оконными заместителями и семьями. Этические проблемы увеличения обеспечения органами. Информированное согласие. Этика распределения поставщиком медицинской услуги. Реальное распределение органов. Медицинский критерий для распределения на микроуровне. Технические факторы. Критерий клинического соответствия. Критерий семейной поддержки. Эджеизм. Способность платить. Экономическая стоимость и распределение трансплантантов. Этические теории и трансплантация органов.

Раздел 10.
Клиническая стоматологическая этика. Стоматологическая этика. Стоматология как профессия и профессиональные обязательства. Центральные ценности стоматологической практики. Проблемы и темы в стоматологической этике. Главный клиент. Идеальное взаимоотношение между стоматологом и клиентом. Иерархия ценностей. Компетентность. Убытки и относительная приоритетность благополучия пациента. Отношения с другими представителями профессии. Отношения между стоматологами и более широким сообществом.

11.    Число лекционных часов, семинарских, практических занятий: объем курса: курс читается на лечебном (дневном и вечернем), стоматологическом (дневном и вечернем), клинической психологии, экономическом факультетах объемом – 38 час. (лекции варьируются от 8 ч. до 18 ч., с/з – от 20 ч. до 32 ч.

12.    Информация о курсе, на котором преподается биоэтика (курс, число студентов): курс читается для студентов 2 и 3 курсов в количестве от 60 до 200 и аспиранта в количестве 60 асп.


13.    Информация о проведенных и планируемых научных или образовательных конференциях: Ежегодная научная конференция «Философские проблемы биологии и медицины», 5-6 апреля 2007. Планируется в 2008 году.


Публикации сотрудников кафедры по курсу биоэтики:

1)    Бартко А.Н. Проблемы биомедицинской этики в свете прав человека. //Этика прав человека: Материалы международной конференции/ МГУ им. М. В. Ломоносова. – Тула, 1994.
2)    Михайлова Е.П., Бартко А.Н. Биомедицинская этика: теории, принципы и проблемы. Часть 1. Теории и принципы биомедицинской этики. – М., Изд-во ММСИ, 1995. – 240 с.
3)    Бартко А.Н., Михаловска-Карлова Е.П. Биомедицинская этика: теория, принципы и проблемы. Ч.2. Принципы и основные проблемы биомедицинской этики. – М.: Изд-во ММСИ, 1999. – 270 с.
4)    Бартко А.Н., Косарев И.И. Биоэтика: не копировать, а изучать зарубежный опыт.// Медицинский вестник, №21 (136), 1999.
5)    Бартко А.Н., Косарев И.И. Преподавание биомедицинской этики за рубежом.// Медицинская газета, №90 (6015), 1999.
6)    Программа по биоэтике. Общий курс для студентов высших медицинских учебных заведений. – М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001.
7)    Практикум по биоэтике. Выпуск 1. – М., 2007.
8)    Бартко А.Н. Эвтаназия, медицинская эвтаназия, убийство из милосердия и смерть с участием врача: к вопросу об академической и морально-юридической обязанности проводить правильные дистинкции. // Материалы ежегодной научной конференции «Философские проблемы биологии и медицины», 5-6 апреля 2007.

Вернуться к списку

Хроника

Школа молодых ученых «Биотехнологическое улучшение человека как проблема социально-гуманитарного знания»
26-30 июня 2017, Москва
С 26 по 30 июня 2017 года на базе Московского гуманитарного университета совместно с Институтом философии Российской Академии наук будет проводиться Школа молодых ученых «Биотехнологическое улучшение человека как проблема социально-гуманитарного знания».
подробнее

Конференция "Биотехнологическое улучшение человека: социально-этические проблемы"
12-13 октября 2017 г., Институте философии РАН (г. Москва, Россия)
Основная цель конференции – широкое обсуждение ключевых проблем биоэтики, в частности, комплекса этических проблем, возникающих в контексте развития новейших биотехнологий и применения их к человеку не только в терапевтических целях, но и в целях улучшения физических, психических, интеллектуальных и моральных качеств человека. Предполагается участие ведущих ученых и специалистов в областях медицины, наук о жизни, философии, социологии и права, представителей различных религиозных конфессий и общественных организаций.
подробнее

Открыта позиция в постдокторантуре: исследования науки и технологий, университет Ли́нчёпинга, Швеция
Заявки принимаютс до 21.12.2017
Технологии оценки: рейтинги, ранжирование и оценка Цифровые технологии: визуализация Разработка и использование алгоритмов Рынки и маркетинг
подробнее

19-23 мая 2016 г. прошла Международная научная школа для молодежи "Концепции постчеловека в философии и технонауке"
31.05.2016

подробнее

Международная научная школа для молодежи "Концепции постчеловека в философии и технонауке"
19-23 мая 2016 г., Белгород
Цели проведения научной школы: эффективное освоение молодыми исследователями передовых достижений современной философской и научно-технической мысли в области исследования проблем развития человеческого потенциала; организация творческого диалога по проблемам формирования образов человека и постчеловека; создание интегративного коммуникативного пространства молодых ученых стран СНГ.
подробнее

Редакция
Карта сайта
News Letter
Сайт разработан при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
Сведения и материалы, изложенные на страницах данного сайта, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы
Copyright © 2005 "Биоэтический Форум"
All content is copyright