Редакция
Карта сайта
News Letter
Биоэтика
Библиотека
Российский комитет по биоэтике
Центры биоэтики
Personalia
Образование
Хроника
Дискуссии
Ссылки
БИОЭТИЧЕСКИЙ ФОРУМ ЮНЕСКО
 
Русский | English
 
 

Образование

Проекты |  Программы |  Кафедры и курсы биоэтики |  Все организации

Название: Биомедицинская этика: современные парадигмы

Административная принадлежность: Республиканский институт высшей школы, кафедра философско-гуманитарных дисциплин

Электронный адрес: mtv@aichyna.com

 

 

Состав исполнителей курса:


 

 

Мишаткина Татьяна Викторовна, канд. философ. наук, профессор, РИВШ

Фонотова Эльвира Андреевна, канд.философ. наук, доцент, БелМАПО

Висмонт Франтишек Иванович, доктор мед. наук, профессор, БГМУ, член-корр. НАН РБ

Морозкина Татьяна Сергеевна, доктор биол. наук, профессор, БГМУ

Айзберг Олег Романович, канд. мед. наук, ассистент, Бел МАПО

 

 

Программа курса

 

 

Тема 1. Биоэтика: мост в будущее

Биоэтика как философская дисциплина и учение о ценностном отношении к Жизни. Естественнонаучные, философские, религиозные предпосылки и основания биоэтического знания. Этико-мировоззренческие основания биоэтики. Антропоцентризм и биоцентризм. Этика «благоговения перед жизнью» А. Швейцера. Работа В.Р.Поттера «Биоэтика: мост в будущее». Биоэтика как наука о выживании. Нормативный, ситуативный и прикладной характер биоэтики. Цели и задачи биоэтики. Биоэтика как форма духовно-практической защиты жизни и фундаментальных человеческих ценностей – права человека на жизнь, автономию и свободу выбора.

Интегративность и междисциплинарность биоэтики. Биоэтика и естественные науки, фило­софия, ме­дицина, право, богословие. Биоэтика как область познания и социальный институт. Социокультурные причины формирования биоэтики (необходимость этической регуляции в сфере  биомедицинских исследований и технологий, новые ситуации морального выбора и др.). Проблемное поле биоэтики. Принципы биоэтики («благоговение перед жизнью», нравственная ответственность за все живое). Соотношение биоэтики, биомедицинской этики, медицинской этики и деонтологии.

 

Тема 2. Биомедицинская этика: ее предмет,  статус и круг проблем

Биоэтика и биомедицинская этика. Биомедицинская этика  (БМЭ) как новая область прикладной этики и интегративное этическое направление. Место БМЭ в системе естественнонаучного,  медицинского, гуманитарного и социального знания.

БМЭ и философия. БМЭ и право. БМЭ и религия. Междисциплинарный характер БМЭ: медико-биологические, этико-правовые, психологические, теистические составляющие БМЭ. Содержание и структура БМЭ. Предмет, статус, характер проблем, функции и методы БМЭ. Теоретический, нормативный, ситуативный, деонтологический, экспериментально-практический, институциональный аспекты БМЭ.

 

Тема 3. Эволюция этических концепций медицины

Развитие философии медицины и ее фундаментальных проблем: от Гиппократа до Канта. Клятва Гиппократа – начала корпоративной медицинской этики. Этика Гиппократа в условиях современной медицинской деятельности. Врачебная этика и христианские ценности милосердия, любви и сострадания. Этика Парацельса. Принцип «делай добро» или «твори любовь». Врачевание как организованное осуществление добра на телесном, душевном и духовном уровнях. Корпо­ративно-сословная медицинская этика в Новое время. Медицинская деонтология Бентама. Эволюция основных понятий медицины – жизнь, здоровье, болезнь. Описательная интерпретация здоровья и болезни. Биостатистическая концепция здоровья и болезни: критический анализ. Нормативная интерпретация «здоровья» и «болезни». Критический анализ «медицинского экспансионизма» Д. Коллахана. «Медикализация» человеческой жизни. Концепция здоровья Л. Норденфельда. Психосоматическая медицина и критический анализ целостной медицины. 

Развитие медицинской этики в дореволюционной России. Этические идеи в трудах и деятельности А.Я. Мудрова, Ф.Й. Гааза, Н.И. Пирогова («Анналы»), В.В. Вересаева («Записки врача»), в газете В.А. Манассеина «Врач». Политическая ангажированность медицинской этики в СССР. Преобразование этики в постсовременном обществе: от индивидуальной к социальной этике. Здравоохранение в контексте индивидуальной и социальной этики.

Эволюция биомедицинской этики: традиционная и современная парадигма. Генезис биоэтики и ее эволюция: от антропоцентризма к эко- и биоцентризму, от биоэтики к глобальной биоэтике. Трансформация традиционной про­фессиональной медицинской этики в биомедицинскую этику.

 

Тема 4. Проблема жизни и смерти в биомедицинской этике: теоретический аспект

Жизнь как этико-философская проблема. Отношение к жизни и смерти в различных культурах и религиозных конфессиях. Жизнь как ценность в различных философских системах (философия жизни, русская философия, экзистенциализм, философская антропология). Субстратная, информационная и энергетическая концепции жизни. Структурная и системная целостность живого. Представления о ценности жизни в христианской антропологии. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви (2000). «Христианская биоэтика» в католицизме и протестантизме. Принцип «благоговения перед жизнью» (А. Швейцер): проблемы и парадоксы. Проблема качества и ценности жизни человека: вопросы приоритета. Определение и критерии начала и конца человеческой жизни. Право человека на жизнь.

Смерть как этико-философская проблема в традиционных и современных обществах. «Смерть как переход» и «смерть как ничто» (Сократ). Моральный смысл смерти. Медицинализация смерти: история вопроса. Проблема критерия смерти: обсуждение clinical cases. Этические проблемы момента определения и диагностирования смерти. Клиническая и биологическая смерть. Этические дилеммы, связанные с окончанием человеческой жизни. Право человека на смерть.

 

Тема 5. Право человека на жизнь

5.1. Этические дилеммы начала человеческой жизни. Этические аспекты воспроизводства человеческой жизни. Статус эмбриона: естественнонаучный, социологический, психоаналитический, философско-антропологический, теологический и биоэтический подходы. Права эмбриона. Права ребенка.

Новые репродуктивные технологии: этический аспект. Искусственная инсеминация (гомологичная и гетерологичная). Моральные характеристики феномена донации гамет. Экстракорпоральное оплодотворение. Манипулирование эмбрионами, проблема «лишних» эмбрионов, риск многоплодной беременности, редукция эмбрионов, здоровье детей. Социальный и правовой статус ребенка, родившегося с помощью искусственной инсеменации или ЭКО и ПЭ. Анонимность и право ребенка знать своих родителей. Моральная ответственность врача. Суррогатное материнство. Коммерциализация материнства, разрыв родственных связей, возможность психических травм для суррогатной матери и ребенка. Этико-правовое регулирование новых репродуктивных технологий в РБ.

5.2. Этические проблемы искусственного аборта. Основные моральные позиции по вопросу искусственного аборта: консервативная, умеренная,  либеральная. Автономия беременной женщины и право эмбриона на жизнь. Аборты по медицинским и социальным показаниям.

Этические аспекты пренатальной диагностики. Про­блема обоснованного риска при выборе диагностической процедуры. Мо­рально обоснованный выбор в условиях неопределенности диагноза. Отношение к новорожденным с дефектами развития. Аборт и религиозная мораль. Аборт и медицинское сообщество.

Контроль над воспроизводством: этический аспект. Контрацепция и естественное планирование семьи. Принудительная и добровольная стерилизация. Контрацепция, стерилизация и религиозная мораль. Сексуальное воспитание и культура населения.

Методика организации тематических дискуссий в студенческой аудитории.

 

Тема 6. Право человека на смерть

Смерть и умирание в эпоху новых медицинских технологий. Жизнеподдерживающее лечение и отказ от него. Этика реаниматологии. Продление жизни или продление умирания – зона неопределенности. «Смерть как стадия роста» в концепции Э. Кюблер-Росс. Проблема «качества жизни» и «умирания с достоинством». Культура смерти. Решение о конце жизни или ее насильственном продлении в медицинской практике. Этика заботы и паллиативная помощь. Этические аспекты лечения хронической боли. Психология терминальных больных. Социальная организация паллиативной помощи. История  и принципы хосписного движения. Хосписы в Беларуси. Поддержка близких уми­рающего больного. Психологическая помощь медицинскому персоналу («синдром выгорания» как состояние эмоционального и физического истощения). Профессиональная подготовка врачей паллиативной помощи.

Этические проблемы эвтаназии. Дефиниция эвтаназии. Исторические воззрения на эвтаназию. Эвтаназия: милосердие или преступление? Эвтаназия как «ассистированное самоубийство». Самоубийство и проблема моральной ответственности. Формы эвтаназии: активная и пассивная, прямая и непрямая (косвенная), добровольная и недобровольная. Проблема эвтана­зии новорожденных с тяжелыми пороками развития. Эвтаназия: «за» и «против». Организация дискуссий в студенческой аудитории.

 

Тема 7. Основные принципы и правила БМЭ

Роль этических принципов и правил в медицинской практике. Всеобщность этической нормы и уникальность нравственного выбора. Принципы БМЭ как наиболее фундаментальные понятия и основания конкретных моральных норм поведения врача и медика-исследователя. Утверждение безусловной ценности человеческой жизни как основополагающий принцип БМЭ. Этические аспекты конфликта между концепцией автономии человека и патернализмом.

7.1. Основные принципы БМЭ. «Классические» принципы американской модели БМЭ (Т. Бичамп, Дж. Чилдреса): уважение автономии личности, «не навреди», «делай благо», справедливость. Принцип «не навреди». Разновидности вреда. Ответственность за бездействие и за не­правильные действия. Принцип «делай благо» как норма, требующая активных позитивных действий. Содержание блага врачевания с точки зрения врача и пациента. Принцип уважения автономии личности. Ценность человеческой личности. Отношение к человеку как к цели. Автономия личности и автономия действия; автономия как свобода выбора и свобода действия, условия автономии. Уважение автономии пациента: по­лучение согласия на медицинское вмешательство, уважение права отказа от получения медицинской помощи, обеспечение возможности выбора из альтернативных методов лечения и осуществления контроля над их прове­дением. Специальные обоснования возможных ограничений автономии. Принцип справедливости. Аристотелевская формула справедливо­сти. Современные теории справед­ливости (Дж. Роулз). Критерии справедливости. Справедливость в условиях дефицита медицинских ресурсов.

Западноевропейская модель – «принципы Кемпа»: уважение автономии личности, человеческого достоинства, признание целостности и уязвимости человека. Достоинство как объективная ценность личности; его независимость от социального статуса, психического и физического состояния и поведения человека. Целостность как физическая и психическая тождественность личности самой себе, ее самоидентификация, которые не должны подвергаться манипуляциям и разрушению. Уязвимость как характеристика отдельных человеческих групп и популяций (бедных, малограмотных, детей, заключенных, инвалидов и т.п.), требующих особой заботы и ответственности.

7.2. Основные правила БМЭ. Правило правдивости. Правдивость и доверие как гарантия эффективности лечения. Возможность и целесообразность правди­вости в отношениях врача с пациентом. Правдивость и  терминальные больные. «Святая ложь». Плацебо. Право пациента на получение правди­вой информации. Закон о здравоохранении РБ (ст. 30. Предоставление информации о состоянии здоровья пациента). Правило конфиденциальности. Предмет конфиденциальности (диагноз заболевания,  данные о состоянии здоровья, прогнозирование, немедицинская информация о пациенте или его близких). Правило кон­фиденциальности в условиях специализации и компьютеризации совре­менной медицины. Правила работы с историями болезни. Конфиденци­альность и общение с родственниками больного. Анонимность медицин­ской информации в научных демонстрациях и публикациях. Ситуации передачи информации третьим лицам.  Конфиденциальность и защита социального статуса и экономических интересов пациента. Конфиденциальность и откровенность, конфиденциальность и доверие, конфиденциальность как реализация права  пациента на автономию. Закон о здравоохранении РБ (ст. 60. Обязанность медицинских и фармацевтических работников сохранять врачебную тайну). Правило информированного согласия. Информирование о целях медицинского  вмешательства, его продолжительности, последствиях, риске для жизни, о наличии альтернативных методов лечения и их эффективности. Информирование о правах пациента и способах их защиты. Элементы информированного согласия: компе­тентность; понимание информации; добро­вольность решения. Понятие компетент­ного и некомпетентного больного. Добровольность принятия решения и ее нарушения (принуждение, манипуляция, убеждение). Закон о здравоохранении РБ (ст. 27. Согласие на медицинское вмешательство).

 

Тема 8. Нормативность биомедицинской этики и высшие моральные ценности

Высшие моральные ценности: особенности функционирования  в биомедицинской практике. Необходимость выработки четких этико-нормативных ценностей и приоритетов у молодых специалистов.

Добро и Зло: специфика проявления в медицине. Критерии добра и зла; их абсолютность и относительность, объективность и субъективность. Степень добра и зла в конкретных ситуациях морального выбора. Максимизация добра и минимизация зла как цель врачевания.

Сохранение жизни и укрепление здоровья человека как базовые моральные ориентиры деятельности врача. Здоровье и болезнь в контексте моральных ценностей. Боль, страдание и достоинство человека. Сострадание и милосердие в медицине.

Свобода и ответственность в профессиональной деятельности медика. Моральная и юридическая свобода врача: право на риск и на ошибку. Моральный выбор: проблема цели и средства в медицинской практике. Моральная и юридическая ответственность врача.

Профессиональный долг и обязанности врача. Врачевание как долженствование.

Честь врача и достоинство пациента. Человеческое достоинство как источник прав человека.

 

Тема 9. Ситуативные проблемы биомедицинской этики

Современные биотехнологии и «открытые» проблемы БМЭ. Нравственный смысл и последствия вмешательства человека в природу человека и Живого.

9.1. Этическое осмысление проблем генной инженерии: ее возможности, перспективы, опасности. Специфика моральных проблем генетики. Моральные проблемы получения и использования генетической информации. Генетическое консультирование, тестирование, скрининг. Добровольность получения и конфиденциальность медико-генетической информации, доступность медико-генетической помощи, запрет дискриминации и стигматизации по генетическим признакам. Директивность и недирективность генетического консультирования. «Право знать» и «право не знать» генетический диагноз. Разрыв между диагнозом и лечением, теорией и практикой. Моральные проблемы генной терапии. Экспериментальный характер и непредсказуемость последствий генной терапии. Соматическая и зародышевая терапия. Этические аспекты создания и использования трансгенных растений и животных.

Этический смысл международного проекта «Геном человека». Генетическая информация как собственность. Генетическая паспортизация. Проблема патентования генов. Евгеника и проблема «генофонда» нации. Позитивная и негативная евгеника. Биовласть и медицина.

9.2. Клонирование и его этические последствия. Клонирование человека: предварительные уроки дискуссии. Роль политических и научных сообществ в решении вопроса о клонировании. Интересы и ценности науки, интересы и ценности человечества. Репродуктивное и терапевтическое клонирование. Использование человеческих эмбриональных стволовых клеток. Этические и юридические аспекты исследования человеческого биоматериала. Клонирование и нравственно-духовная природа человека. Этические и юридические соображения «за и против» клонирования. Моральные и социальные последствия клонирования.

9.3. Морально-правовые аспекты трансплантологии. Этические аспекты получения органов от живых доноров. Донорство как альтруистическая, осознанная, добро­вольная жертва ближнему. Различные концепции человеческой смерти и их отношение к развитию трансплантации органов и тканей. Моральные проблемы пересадки органов от трупа. Дефиниция смерти. Типы забора органов для трансплантации (рутинный забор, презумпция согласия, презумпция несогласия). Проблема справедливости «распределения» человеческих тканей и органов. Критерии распределения. Выраженное и предполагаемое согласие. Конфиденциальность дарителя (донора) и получателя (реципиента). Этические и юридические аспекты дарения, пожертвования и приобретения органа. Коммерциализация трансплантологии. Использование абортивного материала в фетальной терапии и косметологии: моральный аспект. Моральные характеристики трансплантации фетальных органов и тканей. Моральные проблемы использования эмбриональных стволовых клеток. Моральные проблемы ксенотрансплантологии. Проблемы создания и использования искусственных орга­нов. Законодательство РБ о трансплантации органов и тканей.

9.4. Этика восстановительной хирургии. Hermaphrodism и транссексуальность: психотерапия, гормональная терапия, операционная хирургия. Медицинские, этические, юридические последствия. Косметическая и восстановительная операционная хирургия.

9.5. Этика в психиатрии и психотерапии. Морально-психологические особенности психиатрии: уязвимость, неком­петентность многих пациентов, стигматизирующий характер диагноза, социальное отчуждение больных и др. Социокультурный контекст истории психиатрии. Патернализм и антипатернализм в истории психиатрии. Антипсихиатри­ческое движение (60-70-е гг. XX в.). Этико-правовое регулирование в сфере психиатрии: гуманность и уважение человеческого достоинства лиц с психически­ми расстройствами, недопустимость дискриминации, защита законных прав и интересов ду­шевнобольных. Принудительная госпитализация и добровольное информированное согласие психически больных. Право пациента соглашаться или отказываться от психиатриче­ской помощи. Понятие «наименее ограничительной альтернативы». Тенденция к деинституциализации современной психиатрии. Недопустимость насильственного применения некоторых лечебных процедур. Специфика врачебной тайны в психиатрии (групповая психотера­пия, разговоры о пациентах во внеслужебной обстановке и т.д.). Уважи­тельное отношение к запрету недееспособного пациента сообщать кон­фиденциальную информацию опекуну.

Этические проблемы современной психотерапии. Получение информированного согласия и признание права пациента знать о возможностях раскрытия информации третьим сторонам (в целях исследования, страхования или семейной терапии).

Этические аспекты общения и лечения пациентов с девиантным поведением (лица с наркоманической, алкогольной и др. зависимостями, геронтологические пациенты).

9.6. Моральные проблемы ВИЧ-инфецирования. Две модели в борьбе со СПИДом: модель обязательного государственного учета и ме­дицинского наблюдения; модель, основанная на приорите­те автономии пациента.  «Спидофобия» и требования медицинской этики. Дискриминация и социальный остракизм, насилие по отношению к вирусоносителям и больным СПИДом. Значение сохранения врачебной тайны. Спидофобия среди врачей, отказ во врачебной помощи, разглашение диагноза. Добровольность и анонимность тестирования. Правовая и социальная защита лиц, зараженных вирусом иммунодефицита человека. СПИД как ятрогения. Статистика заражения СПИДом. Скрининг донорской крови. Эпидрасследования и факты внутрибольничного заражения. СПИД и профессиональный риск медицинских работников.

9.7. Морально-этические проблемы эпидемиологии, иммунологии, радиационной и экологической медицины. Этика эпохи постчернобыльского синдрома.

Средства массовой информации и общественное мнение по вопросам развития биотехнологий.

 

Тема 10. Экспериментально-практический аспект БМЭ: этика исследований

Этика биомедицинских исследований как область прикладной и профессиональной этики.

10.1. Методология этики биомедицинских исследований. Этические и методологические аспекты различия между клинической практикой, биомедицинским исследованием, “экспериментальной терапией”. Терапевтическое и нетерапевтическое исследование. Стадии клинических испытаний. Слепые и двойные слепые испытания. БМЭ как методологическое основание биомедицинских исследований. Концепции клинических исследований, испытаний, экспериментов. Этико-правовое регулирование биомедицинских исследований на человеке в международных документах. Основные положения «Нюрнбергского кодекса» (1947): добровольное, свободное согласие, дееспособность, осознанность решения, информированность о целях, методах, возможных неудобствах, рисках и последствиях эксперимента, право на отказ от участия в исследовании на любом этапе его проведения, сведение до минимума риска, проведение исследований квалифицированными специалистами. Основные положения «Хельсинской декларации» (1964): различие клинических и неклинических исследований, научная обоснованность исследований, гарантия точности публикуемых результатов, специальный протокол, контроль со стороны этических комитетов, ответственность экспериментатора за состояние здоровья испытуемых, интересы пациента превыше интересов науки и общества, соотношение риска и пользы, добровольное информированное согласие испытуемых. Основные положения Конвенции Совета Европы «О правах человека и биомедицине» (1996): интересы и благо отдельного человека должны превалировать над интересами общества и науки, добровольное информированное согласие, вмешательство в геном человека только в профилактических, диагностических или терапевтических целях, запрет выбора пола ребёнка, запрет на создание человеческого существа, генетически идентичного человеческому существу, запрет на создание эмбрионов человека в исследовательских целях, проведение трансплантации исключительно с согласия донора и в терапевтических целях, необходимость широкого общественного обсуждения биомедицинских проблем и др. Проект ЮНЕСКО «Всеобщая Декларации о биоэтике и правах человека».

10.2. Этические аспекты проведения исследований и экспериментов на человеке.  Основные принципы этики исследования. Автономия и информированное согласие испытуемого. Недопустимость влияния на пациентов, участвующих в клиническом испытании. Соотношение риска и пользы в исследовании.  Концепция “минимального риска”. Защита чести и достоинства участников биомедицинских исследований. Выбор объектов исследования и защита их благополучия. Этические проблемы медицинских исследований на относительно здоровых добровольцах, пациентах, эмбрионах, детях, умственно и физически «неполноценных» людях. Этические аспекты проведения биомедицинских экспериментов с участием уязвимых групп населения. Проблема получения согласия на основе полной информации в развивающихся странах. Моральные аспекты экспериментов психотропного характера и опасность манипулирования людьми. Конфиденциальность в биомедицинском исследовании. Компенсация ущерба здоровье участников исследования. Возможность и целесообразность моратория на некоторые направления, формы и методы биомедицинских исследований.

10.3. Этика ответственного поведения исследователя. Моральные требования к его личности и поведению: научная объективность, доказательность, честность и добросовестность в исследованиях; скромность и самокритичность; уважение оппонентов и трудов коллег и предшественников. Конфликты интересов в биомедицинском исследовании и пути их разрешения. Основные причины конфликтов: разномасштабность мышления, претензионизм, недоверие к научному потенциалу руководителя, неудовлетворенность оценкой своего труда, появление «варягов». Научная порядочность и непорядочность исследователя. Недопустимость подтасовки данных, компиляции и плагиата. Проблема патентования биомедицинских открытий и изобретений.

10.4. Этические аспекты проведения экспериментов на животных. Гуманное отношение к животным. Минимизация количества используемых в эксперименте животных; возможное замещение экспериментов на животных альтернативными методами: молекулярно-биологическими, компьютерными или иными моделями, исполь­зование культур клеток; сведение до минимума, смягчение боли и страдания; безболезненное умерщвление животных; обеспечение хорошего ухода, научная обоснованность использования животных для экспериментов. Этика от­ношения к животным, используемым в учебном процессе.

 

Тема 11. Медицинская деонтология и этика отношений в системе «врач-больной»

Медицинская деонтология как профессиональная этика врача. Профессиональные этики и их особенности: корпоративность, асимметричность отношений, специфичность высших моральных ценностей, наличие специально-профессиональных моральных норм и ценностей, моральных клятв и кодексов. Традиционные основания медицинской этики (общечеловеческие ценности, взаимоотношения врача и пациента, взаимоотношения врачей друг с другом, отношение к профессии). Медицинская культура и профессиональная этика. Нравственная культура врача.

Современная медицинская деонтология: сферы действия, задачи и функции.

11.1. Этика отношений в медицине «по вертикали». Моральное поведение врача в условиях зависимости от него жизни и здоровья пациента. Традиции и новации в медицинской этике. Исторические модели взаимоотношений в системе «врач-больной»: патерналистская и автономная. Критический анализ традиционных принципов медицинской этики. Патернализм и принцип благодеяния. Конфликт между благодеянием и автономией, баланс между риском и пользой. Принцип автономии. Определение автономии пациента: критерии. Вопрос компетентности пациента. Модель «ослабленного патернализма». Основные модели отношений врача и пациента по Витчу: инженер­ная (техническая), пасторская, коллегиальная, контрактная. Медико-этические особенности профессионального общения врачей с пациентами в условиях ост­рого, хронического, терминального, коматозного состояния больного и на различных этапах оказания медицинской помощи (при обсле­довании, постановке диагноза, назначении лечения, осуществлении меди­цинского вмешательства, контроле эффективности лечения, реабилита­ционных и профилактических назначениях).

Права и обязанности пациента и доктора. Принцип справедливости. Принцип «информированного согласия» и «сотрудничество» врача и пациента. Соблюдение принципа non nocere. Сообщение правды. Секретность. Конфиденциальность. Доверие и откровенность пациента, тактичность врача, отношение к врачебной тайне. Слово врача как лечебный фактор. Противоречие между эмоциональным состоянием больного и рациональным поведением врача. Эмоциональный контакт врача и пациента: этический аспект. Проблема «дистанции» и субординации во врачебной практике. Вмешательство врача в личную жизнь больного. Специфика взаимоотношений врача с больным ребенком и родственниками пациента.

11.2. Этика взаимоотношений медицинских работников – отношения «по горизонтали». Моральный климат меди­цинского коллектива. Проблемы корпоративности, демократичности и субординации. Партнерство, личная ответственность, забота о профессиональном авторитете, имидже про­фессии как моральный долг врача. Профессиональная солидарность и наставничество в медицине. Моральные проблемы медицинского обуче­ния у постели больного. Научные и клинические школы в медицине. Коллегиальность как форма сотрудничества и взаимодействия. Врачебный консилиум. Проблема конкуренции во врачебной практике. Ответственность каждого врача за профессиональную честь коллеги. Коллективная моральная ответственность всех медицинских работников за здоровье пациентов. Идеал служения.  

11.3. Проблема врачебных ошибок. Врачебные ошибки, связанные с несовершенством современного состояния медицинской науки и методов обследования больного. Врачебные ошибки, обусловленные недостатками  подготовки и опыта врача. Классификация врачебных ошибок: диагностические, лечебно-тактические, лечебно-технические, организационные, поведенческие, ошибки в ведении медицинской документации. Ятрогении, их причины и моральная оценка. Ятрогения общения, ятрогения бездействия; медикаментозная, манипуляционная, постреанимационная ятрогения. Ятрогения в педиатрии и хирургии.

11.4.  Конфликты в медицинских коллективах: внутриличностные, межличностные, внутригрупповые, межгрупповые. Отрицательные последствия конфликтов: снижение производительности труда, неудовлетворенность, ухудшение морального состояния, увеличение текучести кадров, плохая репутация, снижение социального взаимодействия. Положительное значение конфликтов: привлечение внимания к проблеме, поиск решения задач, выявление разнообразия мнений, улучшение сотрудничества. Пути разрешения конфликта: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс, устранение причины конфликта.

11.5. Моральный кодекс медицинского работника: идеал и действительность. Клятва Гиппократа. «Факультетская клятва» российского врача. Кодекс врача Республики Беларусь.

 

Тема 12. Институциональные формы реализации БМЭ

12.1. Институционализация биоэтики и управление здравоохранением. Этические аспекты организации и деятельности системы здравоохранения. Современное здравоохранение и права пациентов, их государственно-правовое обеспечение. Этический анализ Закона Республики Беларусь «О здравоохранении». Этические проблемы государственной  политики здравоохранения и управление. Нормативная, организационная и административная этика в здравоохранении.

Проблема финансирования и распределения ресурсов здравоохранения в условиях их недостаточности: этический аспект. Уровни распределения ресурсов здравоохранения: макро- и микро распределение. Проблема регуляции приоритетов в здравоохранении.  

12.2. Инфраструктура современной БМЭ. Кодексы этики. Система этического образования и просвещения. Этические проблемы публичного здравоохранения: пропаганда и реализация  здорового образа жизни, прививки населению, реклама лекарств в СМИ, борьба с наркоманией, предупреждение ВИЧ и т.д.  Экспертная этика. Комитеты по биоэтике

12.3. Комитеты по биомедицинской этике как форма институциализации биоэтики. Основные функции и направления работы биоэтических комитетов. Биоэтическая экспертиза: обоснование и формы проведения. Национальные, региональные, клинические этические комитеты и комиссии; их субординация, состав, принципы организации и функционирования. Международный опыт создания и деятельности этических комитетов: американские и  европейские модели. Стандартные операциональные процедуры в деятельности этических комитетов. Состояние этико-правового регулирования биомедицинских исследований и деятельности биоэтических комитетов в Республике Беларусь.

 

Тема 13.  Методология и методика биоэтического образования и просвещения

Проблема гуманизации профессиональной подготовки студентов – будущих медиков и биологов. Организация биоэтического образования в вузах и биоэтического просвещения населения.

Программы учебных курсов по биомедицинской этике: отбор материала и составление программ. Обсуждение учебных программ.

Проблема преподавания и преподавателей биомедицинской этики в медицинских вузах: их статус и подготовка. Инновационные методы обучения? Интерактивное общение в процессе обучения. Новая казуистика. Интерпретационный подход. Case study. Нарративный анализ. Анализ кинофильмов. Создание и пополнение базы учебных материалов.

 

 

 

 

Публикации:


 

 

Биомедицинская этика: проблемы и перспективы. Материалы международной конференции. Минск, октябрь 2000 г. / статьи Т.В. Мишаткиной, Э.А. Фонотовой, С.Д. Денисова, Я.С. Яскевич, Т.С. Морозкиной, Ф.И. Висмонта и др. / под ред. Т.В. Мишаткиной. Мн., 2000. 12,45 п.л.

Этос науки. Мишаткина Т.В., Яскевич Я.С. Мн., РИВШ БГУ, 2002.  67 с.

Биомедицинская этика. Учебное пособие (с грифом Мин-ва образ. РБ) / Т.В. Мишаткина, Э.А. Фонотова, С.Д. Денисов, Я.С. Яскевич / под ред. Т.В. Мишаткиной. Мн., изд-во МГМУ, 2002. 16 п.л.

Биомедицинская этика: научный статус и круг проблем. Мишаткина Т.В. // Философский век. Альманах. Вып.21. Науки о человеке в современном мире. Материалы Международ. конференции, СПб, 2002. С. 394-400.

Основы биомедицинской этики. Программа курса. Мишаткина Т.В. // там же. Вып.23. С. 355-360.

Биомедицинская этика. Учеб. пособие / под ред. Т.В. Мишаткиной, С.Д. Денисова, Я.С. Яскевич. Мн., ТетраСистемс, 2003. 20,45 п.л.

Вернуться к списку

Хроника

Школа молодых ученых «Биотехнологическое улучшение человека как проблема социально-гуманитарного знания»
26-30 июня 2017, Москва
С 26 по 30 июня 2017 года на базе Московского гуманитарного университета совместно с Институтом философии Российской Академии наук будет проводиться Школа молодых ученых «Биотехнологическое улучшение человека как проблема социально-гуманитарного знания».
подробнее

Семинар "Этика в трансплантологии"
21.04.2017, РНИМУ имени Н.И. Пирогова
Аналитическая философия обращается к общности телесного опыта как к основанию обучения языку, а значит, и коммуникации. Однако критерии успешности коммуникации остаются операциональными. Можно и нужно ли операционализировать телесный опыт, чтобы говорить от имени страдающего тела? Какие вопросы могут быть заданы пациенту, чтобы обратиться к его телесному опыту? И до какой степени он может быть выражен в медицинских (физикалистских) категориях?
подробнее

Конференция "Биотехнологическое улучшение человека: социально-этические проблемы"
12-13 октября 2017 г., Институте философии РАН (г. Москва, Россия)
Основная цель конференции – широкое обсуждение ключевых проблем биоэтики, в частности, комплекса этических проблем, возникающих в контексте развития новейших биотехнологий и применения их к человеку не только в терапевтических целях, но и в целях улучшения физических, психических, интеллектуальных и моральных качеств человека. Предполагается участие ведущих ученых и специалистов в областях медицины, наук о жизни, философии, социологии и права, представителей различных религиозных конфессий и общественных организаций.
подробнее

Открыта позиция в постдокторантуре: исследования науки и технологий, университет Ли́нчёпинга, Швеция
Заявки принимаютс до 21.12.2017
Технологии оценки: рейтинги, ранжирование и оценка Цифровые технологии: визуализация Разработка и использование алгоритмов Рынки и маркетинг
подробнее

19-23 мая 2016 г. прошла Международная научная школа для молодежи "Концепции постчеловека в философии и технонауке"
31.05.2016

подробнее

Редакция
Карта сайта
News Letter
Сайт разработан при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
Сведения и материалы, изложенные на страницах данного сайта, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы
Copyright © 2005 "Биоэтический Форум"
All content is copyright