ПРОГРАММА
подготовки специалистов высшей квалификации по биоэтике
для стран СНГ
Общая продолжительность обучения – 8 недель (320 учебных часов); этот срок разбивается на два цикла по 4 недели. После прохождения первого цикла слушатели проходят контрольные испытания, по результатам которых производится отбор на второй цикл.
Первый цикл
1. Философские основания биоэтики.
Курс рассчитан на 70 учебных часов (20 лекций и 15 практических занятий – семинары, дискуссии, обсуждение конкретных ситуаций из биомедицинской практики).
2. Правовые и социокультурные вопросы биоэтики.
Курс рассчитан на 20 учебных часов (6 лекций и 4 практических занятия).
3. Информатика и компьютерная грамотность.
Курс рассчитан на 20 учебных часов.
4. Английский язык (адаптированный к теме «биоэтика»).
Курс рассчитан на 50 учебных часов.
Второй цикл
5. Принципы этики биомедицинских исследований и механизмы их практической реализации.
Курс рассчитан на 104 учебных часа (40 часов лекций и 64 часа практических занятий).
6. Риторика.
Курс рассчитан на 10 учебных часов.
7. Коммуникативная компетентность.
Курс рассчитан на 40 учебных часов (6 часов - лекции и 34 часа практических занятий: тренинги, ролевые игры, упражнения, дискуссии, в т.ч. с использованием видеозаписи).
8. Фандрайзинг и управление проектами.
Курс рассчитан на 6 учебных часов.
ПРОГРАММА
1.Философские основания биоэтики.
Курс рассчитан на 70 учебных часов (40 часов лекций и 30 часов практических занятий – семинары, дискуссии, обсуждение конкретных ситуаций из биомедицинской практики).
Биоэтика как новая область междисциплинарных исследований. Биоэтика и традиционная медицинская этика. Клятва Гиппократа и последующие этические кодексы медицинской профессии. Возникновение и основные этапы развития биоэтики.
Исходные понятия философии медицины. Естественнонаучные, социальные и аксиологические аспекты понятий "здоровье" и "болезнь". Отношения "врач-пациент" как специфический тип межличностных взаимоотношений. Социокультурные основания медицинской практики.
От философии науки к этике науки; наука как социальный институт современного общества. Институциональные напряжения во взаимоотношениях науки и общества. Этические и правовые механизмы регулирования этих напряжений.
Теоретические основы биоэтики. Моральные ценности медицины (милосердие, сострадание, сопереживание и др.). Этические и правовые механизмы регулирования медицинской практики. Моральный выбор и моральная ответственность. Средства и уровни этического анализа: теории, принципы, правила. Утилитаристские и деонтологические концепции в биоэтике. Этика добродетелей и медицинская практика.
Принципы биоэтики. Принцип "не навреди" - старейшая моральная норма медицинской практики. Ответственность за бездействие и за неправильные действия. Прямой и косвенный вред. Вред, порождаемый действиями врача - обоснованный и необоснованный, намеренный и ненамеренный. Правило пропорциональности цели и средства.
Принцип "делай благо". Категория и виды блага в контексте различных форм медицинской практики.> Определение блага в патерналистской и антипатерналистской моделях медицинской практики.
Принцип уважения автономии пациента. Автономия личности и автономия действия. Понятие добровольного информированного согласия в современной биомедицине. Элементы информированного согласия: компетентность пациента и (или) испытуемого; информирование и понимание; добровольность автономного решения и действия.
Принцип справедливости. Формальное понятие справедливости у Аристотеля. Справедливость воздаяния и справедливость распределения. Современные теории справедливости.
Правила биоэтики. Моральный смысл правила правдивости и концепция "святой лжи". Конфиденциальность как основа доверительных взаимоотношений между профессионалом и его клиентом (пациентом). Уважение неприкосновенности частной жизни как защита человеческого достоинства.
Технологизация процессов воспроизводства человека. Различные формы искусственного оплодотворения и порождаемые ими моральные проблемы. Несовпадение биологического и социального родительства и проблема идентификации личности ребенка. Право ребенка знать своих родителей. Пренатальная диагностика как ситуация морального выбора. Технологии клонирования и порождаемые ими моральные проблемы. Дискуссии относительно использования эмбриональных стволовых клеток.
Смерть и умирание в контексте современных медицинских технологий. Медикализация смерти. Определение момента смерти: критерий смерти мозга. Жизнеподдерживающее лечение и возможность его прекращения в различных ситуациях. Эвтаназия - история проблемы. Активная и пассивная эвтаназия; прямая и косвенная эвтаназия.
Трансплантация органов: моральные проблемы. Использование органов и тканей умершего. Проблема дефиниции смерти. Предварительное согласие человека на использование его органов. Использование фетальных органов и тканей - моральная оценка. Этические проблемы ксенотрансплантации.
Генетика человека и порождаемые ее развитием моральные проблемы. Генетизация современной медицины. Доступность и конфиденциальность генетической информации. Этические проблемы генодиагностики неизлечимых заболеваний. Генная терапия и риск распространения генетически модифицированных организмов. Генетическая информация как собственность. Патентование генов человека. Старые и новые варианты евгеники.
2. Правовые и социокультурные вопросы биоэтики.
Курс рассчитан на 20 учебных часов (12 часов лекций и 8 часов практических занятия).
Мораль и право как различные способы регулирования взаимоотношений в сфере медицинской практики. Особенности юридических норм. Защита прав пациентов и испытуемых как проблема медицинского права. Юридические механизмы реализации принципов и правил биоэтики.
Международное и национальное законодательство в области биомедицины. Основные международные нормативные документы ООН, ВОЗ, ЮНЕСКО, Совета Европы, ВМА.
История становления и развития медицинского права на пространстве России и других стран СНГ.
Влияние социальных и культурных факторов на восприятие, формулирование и решение биоэтических проблем в странах СНГ (особенности информирования пациентов и получения их согласия; влияние патерналистских традиций).
3. Информатика и компьютерная грамотность.
Курс рассчитан на 20 учебных часов.
Практическая работа: тестирование слушателя, ознакомление его с сайтами по биоэтике, размещенными в Интернете. Проведение виртуальных консультаций сос специалистами в области биоэтики. Разработка компьютерных тестов для исследователей, проводящих клинические испытания, и членов этических комитетов.
Контрольные испытания для слушателей: тестирование; разбор подготовленных ими программ.
4. Английский язык.
Курс рассчитан на 50 учебных часов.
Практическая работа: изучение терминологии, интерпретация международных юридических и этических документов по биоэтике, материалов конгрессов и конференций, перевод и обратный перевод анкет. Написание на английском языке тезисов выступлений на конференциях и научных статей по биоэтике. Участие в международных конференциях.
Контрольные испытания для слушателей: тестирование.
5. Принципы этики биомедицинских исследований и механизмы их практической реализации.
Курс рассчитан на 104 учебных часа (40 часов лекций и 64 часа практических занятий).
Современная биомедицина как симбиоз биологических и медицинских наук. Исследования с участием человека как характерная особенность и необходимое условие развития биомедицины. История биомедицинских исследований с участием человека и их этического осмысления. Институционализация этического контроля при проведении биомедицинских экспериментов. Проблема обмана испытуемых (плацебо). Терапевтические и нетерапевтические исследования.
Правовые основы проведения биомедицинских исследований.
Общие требования к доклиническим клиническим испытаниям. Фазы и виды клинических испытаний. Особенности клинических исследований в странах СНГ. Планирование исследований. Методология исследований, ее разновидности и связанные с этим вопросы этики. Протокол исследования: требования, структура. Составление протокола клинических исследований. Критерии включения и исключения пациентов в клинические испытания.
Оценка соотношения риска и пользы при проведении этической экспертизы.
Комитеты по этике. Организация, задачи, порядок функционирования. Рекомендации ЮНЕСКО и ВОЗ комитетам по этике, проводящим экспертизу биомедицинских исследований. Стандартные операционные процедуры.
Информированное согласие, этические и юридические предпосылки. Порядок составления и процесс получения ИС для различных контингентов больных в различных областях медицины.
Роль спонсора и контрактно - исследовательских организаций в организации и проведении клинических исследований. Права и обязанности исследователей.
Этические аспекты исследований с использованием биологических моделей и лабораторных животных.
Этические аспекты биомедицинских исследований в педиатрии. Этические аспекты биомедицинских исследований в психиатрии. Фармакокинетические исследования, понятие о биоэквивалентности. Защита прав добровольцев – участников клинических исследований. Этические аспекты биомедицинских исследований с участием женщин репродуктивного возраста. Этические аспекты биомедицинских исследований в онкологии. Этические аспекты биомедицинских исследований при участии пожилых пациентов. Этические аспекты биомедицинских исследований ВИЧСПИД. Этические аспекты генетических исследований. Этические аспекты исследований в трансплантологии. Этические аспекты клинических исследований в области вакцинопрофилактики. Этические аспекты эпидемиологических и социологических исследований. Этические аспекты биомедицинских исследований с участием людей, находящихся в критическом состоянии. Этические аспекты исследований с участием представителей уязвимых популяций (детей, престарелых, психиатрических больных, военнослужащих, заключенных).
Вопросы этики при публикации результатов биомедицинских исследований
Международные (многоцентровые) исследования: особенности их правового и этического регулирования.
Контрольные испытания для слушателей: подготовка протокола клинических испытаний, индивидуальной регистрационной карты (ИРК), информированного согласия.
6. Риторика.
Курс рассчитан на 10 учебных часов.
Теоретическая подготовка – лекции, семинары.
Практическая работа: деловая игра «Защита прав пациентов в суде». Выступление перед региональным органом общественного здравоохранения.
Контрольное испытание: оценка эффекта, произведенного выступлением.
7. Коммуникативная компетентность.
Курс рассчитан на 40 учебных часов (6 часов - лекции и 34 часа практических занятий: тренинги, ролевые игры, упражнения, дискуссии, в т.ч. с использованием видеозаписи).
Цели: развитие коммуникативной компетентности в трудной, напряженной или конфликтной ситуации. Формирование лидерских качеств на основе установок партнерского общения.
Компетентность в общении как необходимое условие при продвижении биоэтических проектов и экспертизе конфликтных ситуаций. Виды общения, общение как сотрудничество. Биоэтические ситуации, асимметричные с точки зрения ответственности партнеров. Понятие атмосферы общения, психологический климат. Средства и нормы взаимодействия в трудной ситуации: организация пространства, установление контакта, диагностика особенностей, интересов и состояния партнера по коммуникации, «обратная связь», «активное слушание», вербальные и невербальные средства, интерпретация, соотношение культурной и индивидуальной норм в общении и т.п. Позиции в общении: воздействие, понятие партнерской позиции в ситуации несимметричной ответственности. Личностно-ориентированные способы коррекции позиции партнера, позитивные и негативные сообщения.
Особенности коммуникации в системе врач-пациент, исследователь – испытуемый. Патерналистские модели общения и модели на основе уважения принципа автономии личности.
8. Фандрайзинг и управление проектами.
Курс рассчитан на 6 учебных часов.
Общая информация о предлагаемой программе
|
название курса: биоэтика для преподавателей биоэтики
|
|
Данные о курсе
|
язык курса: русский
|
место в образовательной программе: повышение квалификации
|
уровень подготовки студентов: преподаватели вузов (гуманитарные дисциплины)
|
Цели курса
|
Обозначить релевантное для предлагаемого курса
( + ) знание нормативных документов
( + ) формирование чувства моральной ответственности
( + ) обучение навыкам коммуникации
( + ) приобретение навыков этического анализа ситуаций
( + ) освоение навыков объяснения своей точки зрения и понимания других
|
|
Программа курса
|
№
|
Наименование темы
|
Число учебных часов
|
|
|
Лекции
|
Практические занятия
|
Семинары
|
Всего
|
|
Введение.
|
2
|
|
1
|
3
|
1.
|
Общее представление о биоэтике. Современные биомедицинские технологии и новые ситуации морального выбора. Проблема человека и биомедицинские технологии. Медицина и права человека. Этика и врачебный этикет. Мультидисциплинарный подход в биоэтике.
.
|
|
|
|
|
|
Тема1 Модели взаимоотношений врачей и пациентов
|
2
|
|
1
|
3
|
2.
|
Здоровье и образ жизни. Границы моральной ответственности личности за свое здоровье. Человек и болезнь. Патерналистская модель взаимоотношений врача и пациента. Антипатерналистские модели (коллегиальная, контрактная и диалогическая). Государственная и рыночная модель. Роль пациента. Активный и пассивный (традиционный) пациент. Правозащитное движение и проблема прав пациента.
|
|
|
|
|
|
Тема 2. Основы этического знания
|
2
|
|
1
|
3
|
3.
|
Уровни морального нормирования. Традиции и нравы как стихийно складывающиеся основания морали, этики и нравственности. Природа морального авторитета (на примере гиппократовского сборника и Библии). Этика как теория морального сознания. Уровни этического анализа: теории, принципы, правила, конкретные моральные суждения. Всеобщность этической нормы и уникальность нравственного выбора.
|
|
|
|
|
4.
|
Основные типы этических теорий в биоэтике: теория добродетелей Аристотеля и ее современные варианты; утилитаристские концепции блага как совокупности желательных последствий человеческого действия (Бентам, Миль), современный американский утилитаризм и прагматизм; деонтология как учение о моральном долге (Кант); учение о добре в русской философской традиции (В.Соловьев); этика и повествование (М.М. Бахтин, П. Рикер). Специфическая роль литературы в формировании отечественного морального сознания (Л.Н. Толстой, Ф.И. Достоевский, А.П. Чехов, В.В. Вересаев, М.А. Булгаков, А.И. Солженицын).
|
|
|
|
|
|
Тема 3. Принципы биоэтики
|
2
|
|
1
|
3
|
5.
|
Принцип уважения человеческого достоинства. Неотчуждаемая моральная ценность человеческой личности. Конституция РФ о защите достоинства человека в биомедицине.
|
|
|
|
|
6.
|
Принцип уважения автономии личности (автономия личности и автономия действия; идеальная и реальная автономия; автономный и неавтономный пациент).
|
|
|
|
|
7.
|
Принцип "не навреди" - старейший принцип медицинской этики. Ответственность за бездействие и за неправильные действия. Намеренные и ненамеренные последствия действия; правило двойного эффекта
|
|
|
|
|
8.
|
Принцип благотворительности («Твори добро!») и милосердия. Понимание блага с точки зрения врача, пациента и общества. Милосердие и человеческое достоинство.
|
|
|
|
|
9.
|
Принцип справедливости. Микро- и макро-уровень применения принципа справедливости в здравоохранении. Критерии справедливости. Рынок или государственное распределение ресурсов здравоохранения. Связь идеи прав человека (право на здоровье) и справедливости.
|
|
|
|
|
10.
|
Принцип предусмотрительности. Прогресс биомедицинских технологий и изменение характера риска. Возложение бремени ответственности за доказательство безопасности нового лекарственного средства или метода лечения на исследователя и врача.
|
|
|
|
|
|
Тема 4. Правила биоэтики.
|
2
|
|
1
|
3
|
11.
|
Правило добровольного информированного согласия.
Право пациента на информацию и обязанность врача и ученого информировать. Элементы информированного согласия.
"Суррогатное согласие" для некомпетентного пациента. Информированное согласие ограниченно компетентных пациентов (дети, определенные группы душевнобольных).
|
|
|
|
|
12.
|
Правило конфиденциальности. Клятва Гиппократа о врачебной тайне. Проблемы конфиденциальности в советской медицине. Этические и юридические аспекты проблемы конфиденциальности в современной медицине. Анонимность медицинской информации в научных демонстрациях и публикациях.
|
|
|
|
|
13.
|
Правило правдивости.
Право, долг, возможность и целесообразность всегда быть правдивым в отношениях врачей с пациентами. Правдивость и инкурабельные больные. «Святая ложь». Плацебо. Право пациента на получение правдивой информации.
|
|
|
|
|
14.
|
Правило неприкосновенности частной жизни.
Признание неприкосновенности частной жизни как основа уважения человеческого достоинства пациентов и испытуемых медико-биологических экспериментов. Конфликты общественных и личных интересов и ценностей в связи с проблемой неприкосновенности частной жизни на примере проблем СПИДа.
|
|
|
|
|
|
Тема 5 Моральные проблемы аборта, контрацепции, стерилизации и новых репродуктивных технологий
|
2
|
|
1
|
3
|
15.
|
Аборт как этическая проблема. История отношения к аборту. Биологические и философские проблемы определения момента начала существования человека как субъекта права и члена морального сообщества. Моральная заповедь "Не убий!" и ее ограничения.
Моральный статус эмбриона и плода (в том числе и абортированных). Консервативная, умеренная и либеральная позиции в вопросе о моральности аборта.
Моральная ответственность (женщины, мужчины, врача) за нежелательную беременность. Право женщины на контрацепцию. Применение контрацептивов и принцип "Не повреди!" (риск ятрогений). Контрацепция и/или аборт.
|
|
|
|
|
16.
|
Проблемы стерилизации. Добровольная и принудительная стерилизация: краткая история проблемы. Стерилизация как нарушение принципа "Не повреди!". Стерилизация или аборт - выбор "меньшего зла".
|
|
|
|
|
17.
|
Медико-социальные и моральные аспекты новых репродуктивных технологий: искусственное осеменение, оплодотворение in vitro, в том числе - с последующим вынашиванием "суррогатной" матерью и т.д. Опасность в отношении базисных моделей самоидентификации - "матери", "отца", "дедушки", "бабушки", "сына", "дочери" и т.д. Производство "ребенка по заказу". Клонирование человека.
|
|
|
|
|
18.
|
Моральные проблемы биомедицинских экспериментов и исследований на человеческих эмбрионах и беременных женщинах. Этические принципы. Правовой контроль
|
|
|
|
|
|
Тема 6. Этические проблемы медицинской генетики.
Этические проблемы применения методов, используемых медицинской генетикой для диагностики и коррекции генетических нарушений (генетический скрининг и тестирование, генеалогический метод, пренатальная диагностика и др.). Моральные аспекты медико-генетического консультирования. Генетическая информация как собственность. Социально-философские аспекты реализации международного проекта "Геном человека". Старые и новые варианты евгеники. Этические принципы генетической терапии и инженерии.
|
2
|
|
1
|
3
|
|
Тема 7. Смерть и умирание. Эвтаназия.
|
2
|
|
1
|
3
|
19.
|
Различные критерии смерти. Понятие смерти мозга и его варианты. Дискуссии вокруг дефиниции смерти.
|
|
|
|
|
20.
|
Эвтаназия: история проблемы. «Право на смерть" - современные дискуссии. Активная и пассивная, добровольная и недобровольная эвтаназия. Право на отказ от жизнеподдерживающего лечения. Проблема самоубийства. Ассистированное самоубийство и эвтаназия.
|
|
|
|
|
21.
|
Моральные основы лечения и ухода за инкурабельными пациентами. Ординарные и экстраординарные средства продления жизни. Хосписы как альтернатива активной эвтаназии. Принципы деятельности хосписов.
|
|
|
|
|
|
Тема 8. Этика и трансплантология
|
2
|
|
1
|
3
|
22.
|
Основные моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов от живых доноров и трупов. Эксперимент в трансплантологии. Запрет на торговлю органами для пересадок. Особенные моральные проблемы некомпетентных доноров (детей, психически больных лиц) или доноров с резким ограничением свободы выбора (заключенные, приговоренные к смерти).
Трансплантология и проблема дефиниции смерти.
Моральные проблемы разработки искусственных органов на примере искусственного сердца. Ксенотрансплантология.
|
|
|
|
|
|
Тема 9. Психиатрия и права человека.
|
2
|
|
1
|
3
|
23.
|
Этические коллизии психиатрической помощи.
Краткая история отношения общества к душевнобольным. Пинель и идеология научной психиатрии. Антипсихиатрическое движение 60-х гг. 20го в. в свете биоэтики. Современное отечественное законодательство, регулирующее оказание психиатрической помощи. Моральные принципы проведения медико-биологических исследований на психиатрических больных. Психиатрический больной и общество (от дискриминации к социализации).
|
|
|
|
|
|
Тема 10. Этика клинических испытаний и медико-биологических экспериментов на человеке и животных
|
2
|
|
1
|
3
|
24.
|
Проблемы применения основных принципов и правил биоэтики при проведении биомедицинских экспериментов. Особое значение принципа предусмотрительности и правила добровольного информированного согласия. Терапевтические и нетерапевтические эксперименты. Оценка риска для испытуемых при проведении эксперимента. Права испытуемых и ответственность специалистов, проводящих эксперименты.
Минимизация страданий лабораторных животных. Гуманное содержание. Замещение животных молекулярно-биологическими, компьютерными или иными моделями, использование культур клеток. Эвтаназия лабораторных животных.
|
|
|
|
|
|
Тема 11. Этика профессионального взаимодействия в медицине и научной деятельности
|
2.
|
|
1
|
3
|
25.
|
Моральные проблемы взаимоотношения врачей и ученых между собой в процессе врачевания и научного исследования. Проблемы партнерства, "командного духа" и личной ответственности. Понятие корпоративной этики. Автономия врача и ученого и административная дисциплина. Моральное сообщество врачей и ученых. Бизнес этика в медицине.
|
|
|
|
|
|
Тема 12. Методические особенности преподавания биоэтики
|
2
|
2
|
1
|
3
|
26
|
Особенностью преподавания биоэтики является ориентация на обсуждение конкретных ситуаций (казусов), в процессе которых обучаемые должны освоить основные навыки биоэтического анализа и публичного обсуждения возникающих моральных трудностей. Формирование толерантности.
Тренинги (чтение лекций, проведение обсуждения казусов). Международные и национальные образовательные ресурсы биоэтики. Логика и риторика.
|
|
|
|
|
|
Тема 13. Философские проблемы биоэтики
|
2
|
|
1
|
3
|
27
|
Единство биоэтики перед вызовом множественности культурных, религиозных, философских, эстетических, научных и обыденных установок. Специфика антропологических и этических дискурсов в биоэтике (принципализм, казуистика, нарративная философия и др.). Роль публичного обсуждения. Мультидисциплинарность.
|
|
|
|
|
|
Всего:
|
28
|
2
|
14
|
44
|
|
Самостоятельная работа: подготовка реферата и выступление на семинаре
|
|
|
ПРОГРАММА
“Принципы и правила проведения
биомедицинских исследований на человеке и животных”
для исследователей (биологов и медиков)
№
|
Наименование темы
|
Число учебных часов
|
|
|
Лекции
|
Практические занятия
|
Семинары
|
Всего
|
|
Введение
|
0,5
|
|
|
0,5
|
1.
|
Исследования с участием человека как характерная особенность и необходимое условие развития биомедицины. История биомедицинских исследований с участием человека.
|
0,5
|
|
|
0,5
|
2.
|
Биоэтика как новая область мультидисциплинарных исследований. Возникновение и основные этапы развития биоэтики. История биомедицинской этики в России
|
1
|
|
|
1
|
3.
|
Правовые основы проведения биомедицинских исследований. Этические принципы и правила проведения исследований на человеке и животных.
|
4
|
|
2
|
6
|
4.
|
Общие требования к доклиническим клиническим испытаниям. Фазы и виды клинических испытаний. Особенности клинических исследований в России.
|
0,5
|
|
0,5
|
1
|
5.
|
Планирование исследований. Методология исследований, ее разновидности и связанные с этим вопросы этики.
|
0,5
|
0,5
|
|
1
|
6.
|
Протокол исследования: требования, структура. Составление протокола клинических исследований Критерии включения и исключения пациентов в клинические испытания.
|
0,5
|
0,5
|
|
1
|
7.
|
Индивидуальные регистрационные карты: требования к составлению и заполнению, структура, виды. Составление ИРК.
|
0,5
|
0,5
|
|
1
|
8.
|
Инициация исследования: отбор исследователей и исследовательских центров в клинические исследования; процедура скрининга; создание списка перспективных исследователей.
|
0,5
|
|
0,5
|
1
|
9.
|
Оценка соотношения риска и пользы при проведении этической экспертизы
|
0,5
|
|
0,5
|
1
|
10.
|
Защита прав пациентов, участвующих в клинических исследованиях.
|
1
|
|
1
|
2
|
11.
|
Комитеты по Этике. Организация, задачи, порядок функционирования. Рекомендации ВОЗ комитетам по этике, проводящим экспертизу биомедицинских исследований
Стандартные операционные процедуры.
|
0,5
|
|
0,5
|
1
|
12.
|
Информированное согласие, этические и юридические предпосылки. Порядок составления и процесс получения ИС для различных контингентов больных в различных областях медицины
|
1
|
1
|
1
|
3
|
13.
|
Роль спонсора и контрактно - исследовательских организаций в организации и проведении клинических исследований.
|
0,5
|
|
|
0,5
|
14.
|
Права и обязанности исследователей.
|
0,5
|
|
|
0,5
|
15.
|
Учет, хранение и передача исследовательского материала при проведении клинических исследований.
|
0,5
|
0,5
|
|
1
|
16.
|
Контроль за качеством проведения исследований: мониторинг, аудит, инспекция
|
0,5
|
|
|
0,5
|
17.
|
Этические аспекты исследований с использованием биологических моделей и лабораторных животных
|
2
|
|
1
|
3
|
18.
|
Этические аспекты биомедицинских исследований с участием представителей уязвимых популяций (детей, престарелых, психиатрических больных, беременных женщин, военнослужащих, заключенных и др.)
|
2
|
|
2
|
4
|
19.
|
Этические аспекты социологических исследований.
|
0,5
|
|
|
05
|
20.
|
Заключительный отчет по исследованию. Публикации и презентации. Вопросы этики при публикации результатов биомедицинских исследований
|
1
|
1
|
|
2
|
21.
|
Всего:
|
20
|
4
|
8
|
32
|
22.
|
Самоподготовка по разработке: Протокола клинических испытаний, индивидуальной регистрационной карты (ИРК), информированного согласия.
|
|
23.
|
Экзамен
|
|