Редакция
Карта сайта
News Letter
Биоэтика
Библиотека
Российский комитет по биоэтике
Центры биоэтики
Personalia
Образование
Хроника
Дискуссии
Ссылки
БИОЭТИЧЕСКИЙ ФОРУМ ЮНЕСКО
 
Русский | English
 
 

Образование

Проекты |  Программы |  Кафедры и курсы биоэтики |  Все организации

Название: Учебные программы по биоэтике, разработанные в рамках проекта "Биоэтика для Стран Содружества Независимых Государств"

Состав организации:
Юдин Борис Григорьевич
Тищенко Павел Дмитриевич

 
 
 
 
 
 
Уважаемые коллеги!
 
В рамках проекта "Биоэтика для Содружества Независимых Государств", поддерживаемого фондом Фогарти, подготовлены для обсуждения первые варианты трех учебных программ по биоэтике:
 
1. Краткосрочные курсы для исследователей и членов этических комитетов.
2. Программа для преподавателей биоэтики.
3. Программа подготовки специалистов высшей квалификации по биоэтике.
 
 
Программы доступны в форматах  MS OFFICE и ADOBE ACROBAT. Присылайте свои комментарии и замечания на e-mail: byudin@yandex.ruptishchenko@mtu-net.ru .
 
Благодарим Вас за участие в проекте!
 
Руководитель проекта Б.Г. Юдин
 
 
 
 
 
 
ПРОГРАММА
подготовки специалистов высшей квалификации по биоэтике
для стран СНГ
 
Общая продолжительность обучения – 8 недель (320 учебных часов); этот срок разбивается на два цикла по 4 недели. После прохождения первого цикла слушатели проходят контрольные испытания, по результатам которых производится отбор на второй цикл.
 
Первый цикл
 
1. Философские основания биоэтики.
Курс рассчитан на 70 учебных часов (20 лекций и 15 практических занятий – семинары, дискуссии, обсуждение конкретных ситуаций из биомедицинской практики).
 
2.  Правовые и социокультурные вопросы биоэтики.
 Курс рассчитан на 20 учебных часов (6 лекций и 4 практических занятия).
 
3.  Информатика и компьютерная грамотность.
Курс рассчитан на 20 учебных часов.
 
4.  Английский язык (адаптированный к теме «биоэтика»).
 Курс рассчитан на 50 учебных часов.
 
 
 Второй цикл
 
5.   Принципы этики биомедицинских исследований и механизмы их практической реализации.
 Курс рассчитан на 104 учебных часа (40 часов лекций и 64 часа практических занятий).
 
6.  Риторика.
 Курс рассчитан на 10 учебных часов.
 
7. Коммуникативная компетентность.
Курс рассчитан на 40 учебных часов (6 часов - лекции и 34 часа практических занятий: тренинги, ролевые игры, упражнения, дискуссии, в т.ч. с использованием  видеозаписи).
 
8. Фандрайзинг и управление проектами.
Курс рассчитан на 6 учебных часов.
 
 
ПРОГРАММА
 
1.Философские основания биоэтики.
Курс рассчитан на 70 учебных часов (40 часов лекций и 30 часов практических занятий – семинары, дискуссии, обсуждение конкретных ситуаций из биомедицинской практики).
 
Биоэтика как новая область междисциплинарных исследований. Биоэтика и традиционная медицинская этика. Клятва Гиппократа и последующие этические кодексы медицинской профессии.  Возникновение и основные этапы развития биоэтики.
Исходные понятия философии медицины. Естественнонаучные, социальные и аксиологические аспекты понятий "здоровье" и "болезнь". Отношения "врач-пациент" как специфический тип межличностных взаимоотношений. Социокультурные основания медицинской практики.
От философии науки к этике науки; наука как социальный институт современного общества. Институциональные напряжения во взаимоотношениях науки и общества. Этические и правовые механизмы регулирования этих напряжений.
Теоретические основы биоэтики. Моральные ценности медицины (милосердие, сострадание, сопереживание и др.). Этические и правовые механизмы регулирования медицинской практики. Моральный выбор и моральная ответственность. Средства и уровни этического анализа: теории, принципы, правила. Утилитаристские и деонтологические концепции в биоэтике. Этика добродетелей и медицинская практика.              
Принципы биоэтики. Принцип "не навреди" - старейшая моральная норма медицинской практики. Ответственность за бездействие и за неправильные действия. Прямой и косвенный вред. Вред, порождаемый действиями врача - обоснованный и необоснованный, намеренный и ненамеренный. Правило пропорциональности цели и средства.
Принцип "делай благо". Категория и виды блага в контексте различных форм медицинской практики.> Определение блага в патерналистской и антипатерналистской моделях медицинской практики.
Принцип уважения автономии пациента. Автономия личности и автономия действия. Понятие добровольного информированного согласия в современной биомедицине. Элементы информированного согласия: компетентность пациента и (или) испытуемого; информирование и понимание; добровольность автономного решения и действия.
Принцип справедливости. Формальное понятие справедливости у Аристотеля. Справедливость воздаяния и справедливость распределения. Современные теории справедливости.
Правила биоэтики. Моральный смысл правила правдивости и концепция "святой лжи". Конфиденциальность как основа доверительных взаимоотношений между профессионалом и его клиентом (пациентом). Уважение неприкосновенности частной жизни как защита человеческого достоинства.
Технологизация процессов воспроизводства человека. Различные формы искусственного оплодотворения и порождаемые ими моральные проблемы. Несовпадение биологического и социального родительства и проблема идентификации личности ребенка. Право ребенка знать своих родителей. Пренатальная диагностика как ситуация морального выбора. Технологии клонирования и порождаемые ими моральные проблемы. Дискуссии относительно использования эмбриональных стволовых клеток.
Смерть и умирание в контексте современных медицинских технологий. Медикализация смерти. Определение момента смерти: критерий смерти мозга. Жизнеподдерживающее лечение и возможность его прекращения в различных ситуациях. Эвтаназия - история проблемы. Активная и пассивная эвтаназия; прямая и косвенная эвтаназия.
Трансплантация органов: моральные проблемы. Использование органов и тканей умершего. Проблема дефиниции смерти. Предварительное согласие человека на использование его органов. Использование фетальных органов и тканей - моральная оценка. Этические проблемы ксенотрансплантации.
Генетика человека и порождаемые ее развитием моральные проблемы. Генетизация современной медицины. Доступность и конфиденциальность генетической информации. Этические проблемы генодиагностики неизлечимых заболеваний. Генная терапия и риск распространения генетически модифицированных организмов. Генетическая информация как собственность. Патентование генов человека. Старые и новые варианты евгеники.
 
 
2. Правовые и социокультурные вопросы биоэтики.
 Курс рассчитан на 20 учебных часов (12 часов лекций и 8 часов практических занятия).
 
Мораль и право как различные способы регулирования взаимоотношений в сфере медицинской практики. Особенности юридических норм. Защита прав пациентов и испытуемых как проблема медицинского права. Юридические механизмы реализации принципов и правил биоэтики. 
Международное и национальное законодательство в области биомедицины. Основные международные нормативные документы ООН, ВОЗ, ЮНЕСКО, Совета Европы, ВМА.
История становления и развития медицинского права на пространстве России и других стран СНГ.
Влияние социальных и культурных факторов на восприятие, формулирование и решение биоэтических проблем  в странах СНГ (особенности информирования пациентов и получения их согласия; влияние патерналистских традиций).
 
 
 
3.  Информатика и компьютерная грамотность.
Курс рассчитан на 20 учебных часов.
Практическая работа: тестирование слушателя, ознакомление его с сайтами по биоэтике, размещенными в Интернете. Проведение виртуальных консультаций сос специалистами в области биоэтики. Разработка компьютерных тестов для исследователей, проводящих клинические испытания, и членов этических комитетов.
Контрольные испытания для слушателей: тестирование; разбор подготовленных ими программ.
 
4. Английский язык.
Курс рассчитан на 50 учебных часов.
Практическая работа: изучение терминологии, интерпретация международных юридических и  этических документов по биоэтике, материалов конгрессов и конференций, перевод и обратный перевод анкет. Написание на английском языке тезисов выступлений на конференциях и научных статей по биоэтике. Участие в международных конференциях.
Контрольные испытания для слушателей: тестирование.
 
5. Принципы этики биомедицинских исследований и механизмы их практической реализации.
Курс рассчитан на 104 учебных часа (40 часов лекций и 64 часа практических занятий).
 
Современная биомедицина как симбиоз биологических и медицинских наук. Исследования с участием человека как характерная особенность и необходимое условие развития биомедицины. История биомедицинских исследований с участием человека и их этического осмысления. Институционализация этического контроля при проведении биомедицинских экспериментов. Проблема обмана испытуемых (плацебо). Терапевтические и нетерапевтические исследования.
Правовые основы проведения биомедицинских исследований.
Общие требования к доклиническим клиническим испытаниям. Фазы и виды клинических испытаний. Особенности клинических исследований в странах СНГ. Планирование исследований. Методология исследований, ее разновидности и связанные с этим вопросы этики. Протокол исследования: требования, структура. Составление протокола клинических исследований. Критерии включения и исключения пациентов в клинические испытания.
Оценка соотношения риска и пользы при проведении этической экспертизы.
Комитеты по этике. Организация, задачи, порядок функционирования. Рекомендации ЮНЕСКО и ВОЗ комитетам по этике, проводящим экспертизу биомедицинских исследований. Стандартные операционные процедуры.
Информированное согласие, этические и юридические предпосылки. Порядок составления и процесс получения ИС для различных контингентов больных в различных областях медицины.
Роль спонсора и контрактно - исследовательских организаций в организации и проведении клинических исследований. Права и обязанности исследователей.
Этические аспекты исследований с использованием биологических моделей и лабораторных животных.
Этические аспекты биомедицинских исследований в педиатрии. Этические аспекты биомедицинских исследований в психиатрии. Фармакокинетические исследования, понятие о биоэквивалентности. Защита прав добровольцев – участников клинических исследований. Этические аспекты биомедицинских исследований с участием женщин репродуктивного возраста. Этические аспекты биомедицинских исследований в онкологии. Этические аспекты биомедицинских исследований при участии пожилых пациентов. Этические аспекты биомедицинских исследований ВИЧСПИД. Этические аспекты генетических исследований. Этические аспекты исследований в трансплантологии. Этические аспекты  клинических исследований в области вакцинопрофилактики. Этические аспекты  эпидемиологических и социологических исследований. Этические аспекты биомедицинских исследований с участием людей, находящихся в критическом состоянии. Этические аспекты исследований с участием представителей уязвимых популяций (детей, престарелых, психиатрических больных, военнослужащих, заключенных).
Вопросы этики при публикации результатов биомедицинских исследований
Международные (многоцентровые) исследования: особенности их правового и этического регулирования.
 
Контрольные испытания для слушателей: подготовка протокола клинических испытаний, индивидуальной регистрационной карты (ИРК), информированного согласия.
 
 
 
6.  Риторика.
Курс рассчитан на 10 учебных часов.
Теоретическая подготовка – лекции, семинары.
Практическая работа: деловая игра «Защита прав пациентов в суде». Выступление перед региональным органом общественного здравоохранения.
 
Контрольное испытание: оценка эффекта, произведенного выступлением.
 
7. Коммуникативная компетентность.
Курс рассчитан на 40 учебных часов (6 часов - лекции и 34 часа практических занятий: тренинги, ролевые игры, упражнения, дискуссии, в т.ч. с использованием  видеозаписи).
 
Цели: развитие коммуникативной компетентности в трудной, напряженной или конфликтной ситуации. Формирование лидерских качеств на основе установок партнерского общения.
 
Компетентность в общении как необходимое условие при продвижении биоэтических проектов и экспертизе конфликтных ситуаций. Виды общения, общение как сотрудничество. Биоэтические ситуации, асимметричные с точки зрения ответственности партнеров. Понятие атмосферы общения, психологический климат.  Средства и нормы взаимодействия в трудной ситуации:  организация пространства, установление контакта, диагностика особенностей, интересов и состояния партнера по коммуникации, «обратная связь», «активное слушание», вербальные и невербальные средства, интерпретация,  соотношение культурной и индивидуальной норм в общении и т.п. Позиции в общении: воздействие, понятие партнерской позиции в ситуации несимметричной ответственности. Личностно-ориентированные способы коррекции позиции партнера, позитивные и негативные сообщения.
Особенности коммуникации в системе врач-пациент, исследователь – испытуемый. Патерналистские модели общения и модели на основе уважения принципа автономии личности.
 
8.  Фандрайзинг и управление проектами.
Курс рассчитан на 6 учебных часов.
 
 
 
 
 
 
 

Общая информация о предлагаемой программе

название курса: биоэтика для преподавателей биоэтики

 

Данные о курсе

язык курса: русский
место в образовательной программе: повышение квалификации
уровень подготовки студентов: преподаватели вузов (гуманитарные дисциплины)

Цели курса

 
Обозначить релевантное для предлагаемого курса
(  + ) знание нормативных документов
(  + ) формирование чувства моральной ответственности
(  + ) обучение навыкам коммуникации
( +  ) приобретение навыков этического анализа ситуаций
( +  ) освоение навыков объяснения своей точки зрения и понимания других

 

Программа курса

 
 
 
Наименование темы
               Число      учебных      часов
 
 
Лекции
Практические занятия
Семинары
Всего
 
Введение.
 
2
 
1
3
         1.       
Общее представление о биоэтике. Современные биомедицинские технологии и новые ситуации морального выбора. Проблема человека и биомедицинские технологии. Медицина и права человека. Этика и врачебный этикет. Мультидисциплинарный подход в биоэтике.
 
.
 
 
 
 
 
Тема1 Модели взаимоотношений врачей и пациентов
2
 
1
3
         2.       
Здоровье и образ жизни. Границы моральной ответственности личности за свое здоровье. Человек и болезнь. Патерналистская модель взаимоотношений врача и пациента. Антипатерналистские модели (коллегиальная, контрактная и диалогическая). Государственная и рыночная модель. Роль пациента. Активный и пассивный (традиционный) пациент. Правозащитное движение и проблема прав пациента.
 
 
 
 
 
Тема 2. Основы этического знания
 
2
 
1
3
         3.       
Уровни морального нормирования. Традиции и нравы как стихийно складывающиеся основания морали, этики и нравственности. Природа морального авторитета (на примере гиппократовского сборника и Библии).  Этика как теория морального сознания. Уровни этического анализа: теории, принципы, правила, конкретные моральные суждения. Всеобщность этической  нормы и уникальность нравственного выбора.
 
 
 
 
 
         4.         
Основные типы этических теорий в биоэтике: теория добродетелей Аристотеля и ее современные варианты; утилитаристские концепции блага как совокупности желательных последствий человеческого действия (Бентам, Миль), современный американский утилитаризм и прагматизм; деонтология как учение о моральном долге (Кант); учение о добре в русской философской традиции (В.Соловьев); этика и повествование (М.М. Бахтин, П. Рикер). Специфическая роль литературы в формировании отечественного морального сознания (Л.Н. Толстой, Ф.И. Достоевский, А.П. Чехов, В.В. Вересаев, М.А. Булгаков, А.И. Солженицын).
 
 
 
 
 
 
 
Тема 3. Принципы биоэтики
 
2
 
1
3
         5.       
Принцип уважения человеческого достоинства. Неотчуждаемая моральная ценность человеческой личности. Конституция РФ о защите достоинства человека в биомедицине.
 
 
 
 
 
         6.         
Принцип уважения автономии личности (автономия личности и автономия действия; идеальная и реальная автономия; автономный и неавтономный пациент).
 
 
 
 
 
         7.       
Принцип "не навреди" - старейший принцип медицинской этики. Ответственность за бездействие и за неправильные действия. Намеренные и ненамеренные последствия действия; правило двойного эффекта
 
 
 
 
         8.       
Принцип благотворительности («Твори добро!») и милосердия. Понимание блага с точки зрения врача, пациента и общества. Милосердие и человеческое достоинство.
 
 
 
 
 
 
         9.       
Принцип справедливости. Микро- и макро-уровень применения принципа справедливости в здравоохранении. Критерии справедливости. Рынок или государственное распределение ресурсов здравоохранения. Связь идеи прав человека (право на здоровье) и справедливости.
 
 
 
 
 
       10.     
Принцип предусмотрительности. Прогресс биомедицинских технологий и изменение характера риска. Возложение бремени ответственности за доказательство безопасности нового лекарственного средства или метода лечения на исследователя и врача.
 
 
 
 
 
 
Тема 4. Правила биоэтики.
 
2
 
1
3
       11.     
Правило добровольного информированного согласия.
Право пациента на информацию и обязанность врача и ученого информировать. Элементы информированного согласия.
"Суррогатное согласие" для некомпетентного пациента. Информированное согласие ограниченно компетентных пациентов (дети, определенные группы душевнобольных).
 
 
 
 
 
       12.     
Правило конфиденциальности. Клятва Гиппократа о врачебной тайне. Проблемы конфиденциальности в советской медицине.  Этические и юридические аспекты проблемы конфиденциальности в современной медицине. Анонимность медицинской информации в научных демонстрациях и публикациях.
                                                  
 
 
 
 
       13.     
Правило правдивости.
Право, долг, возможность и целесообразность всегда быть правдивым в отношениях врачей с пациентами. Правдивость и инкурабельные больные. «Святая ложь». Плацебо. Право пациента на получение правдивой информации.
 
 
 
 
 
       14.     
Правило неприкосновенности частной жизни.
Признание неприкосновенности частной жизни как основа уважения человеческого достоинства пациентов и испытуемых медико-биологических экспериментов. Конфликты общественных и личных интересов и ценностей в связи с проблемой неприкосновенности частной жизни на примере проблем  СПИДа.
 
 
 
 
 
 
Тема 5  Моральные проблемы аборта, контрацепции, стерилизации и новых репродуктивных технологий
 
 
2
 
1
3
       15.       
Аборт как этическая проблема. История отношения к аборту. Биологические и философские проблемы определения момента начала существования человека как субъекта права и члена морального сообщества. Моральная заповедь "Не убий!" и ее ограничения.
 
Моральный статус эмбриона и плода (в том числе и абортированных). Консервативная, умеренная и либеральная позиции в вопросе о моральности аборта.
Моральная ответственность (женщины, мужчины, врача) за нежелательную беременность. Право женщины на контрацепцию. Применение контрацептивов и принцип "Не повреди!" (риск ятрогений). Контрацепция и/или аборт.
 
 
 
 
 
 
       16.       
Проблемы стерилизации. Добровольная и принудительная стерилизация: краткая история проблемы. Стерилизация как нарушение принципа "Не повреди!".  Стерилизация или аборт - выбор "меньшего зла".
 
 
 
 
       17.       
Медико-социальные и моральные аспекты новых репродуктивных технологий: искусственное осеменение, оплодотворение in vitro, в том числе - с последующим вынашиванием "суррогатной" матерью и т.д. Опасность в отношении базисных моделей самоидентификации - "матери", "отца", "дедушки", "бабушки", "сына", "дочери" и т.д. Производство "ребенка по заказу". Клонирование человека.
 
 
 
 
 
       18.       
Моральные проблемы биомедицинских экспериментов и исследований на человеческих эмбрионах и беременных женщинах. Этические принципы. Правовой контроль
 
 
 
 
 
Тема 6. Этические проблемы медицинской генетики.
Этические проблемы применения методов, используемых медицинской генетикой для диагностики и коррекции генетических нарушений (генетический скрининг и тестирование, генеалогический метод, пренатальная диагностика и др.). Моральные аспекты медико-генетического консультирования. Генетическая информация как собственность. Социально-философские аспекты реализации международного проекта "Геном человека". Старые и новые варианты евгеники. Этические принципы генетической терапии и инженерии.
 
2
 
1
3
 
Тема 7. Смерть и умирание.  Эвтаназия.
2
 
1
3
       19.       
Различные критерии смерти. Понятие смерти мозга и его варианты. Дискуссии вокруг дефиниции смерти.
 
 
 
 
       20.       
Эвтаназия: история проблемы. «Право на смерть" - современные дискуссии. Активная и пассивная, добровольная и недобровольная эвтаназия. Право на отказ от жизнеподдерживающего лечения. Проблема самоубийства. Ассистированное самоубийство и эвтаназия.
 
 
 
 
 
       21.       
Моральные основы лечения и ухода за инкурабельными пациентами. Ординарные и экстраординарные средства продления жизни. Хосписы как альтернатива активной эвтаназии. Принципы деятельности хосписов.
 
 
 
 
 
Тема 8. Этика и трансплантология
2
 
1
3
       22.       
Основные моральные дилеммы, связанные с пересадкой органов от живых доноров и трупов. Эксперимент в трансплантологии. Запрет на торговлю органами для пересадок. Особенные моральные проблемы некомпетентных доноров (детей, психически больных лиц) или доноров с резким ограничением свободы выбора (заключенные, приговоренные к смерти).
Трансплантология и проблема дефиниции смерти.
Моральные проблемы разработки искусственных органов на примере искусственного сердца. Ксенотрансплантология.
 
 
 
 
 
 
Тема 9. Психиатрия и права человека.
 
 
2
 
1
3
       23.       
Этические коллизии психиатрической помощи.
Краткая история отношения общества к душевнобольным. Пинель и идеология научной психиатрии. Антипсихиатрическое движение 60-х гг. 20го в. в свете биоэтики. Современное отечественное законодательство, регулирующее оказание психиатрической помощи. Моральные принципы проведения медико-биологических исследований на психиатрических больных. Психиатрический больной и общество (от дискриминации к социализации).
 
 
 
 
 
 
Тема 10. Этика клинических испытаний и медико-биологических экспериментов на человеке и животных
 
2
 
1
3
       24.       
Проблемы применения основных принципов и правил биоэтики при проведении биомедицинских экспериментов. Особое значение принципа предусмотрительности и правила добровольного информированного согласия. Терапевтические и нетерапевтические эксперименты. Оценка риска для испытуемых при  проведении эксперимента. Права испытуемых и ответственность специалистов, проводящих эксперименты.
Минимизация страданий лабораторных животных. Гуманное содержание. Замещение животных молекулярно-биологическими, компьютерными или иными моделями, использование культур клеток. Эвтаназия лабораторных животных.
 
 
 
 
 
 
Тема 11. Этика профессионального взаимодействия в медицине и научной деятельности
 
2.
 
1
3
       25.       
Моральные проблемы взаимоотношения врачей и ученых между собой в процессе врачевания и научного исследования. Проблемы партнерства, "командного духа" и личной ответственности. Понятие корпоративной этики. Автономия врача и ученого и административная дисциплина. Моральное сообщество врачей и ученых. Бизнес этика в медицине.
 
 
 
 
 
 
 
Тема 12. Методические особенности преподавания биоэтики
 
2
2
1
3
26
Особенностью преподавания биоэтики является ориентация на обсуждение конкретных ситуаций (казусов), в процессе которых обучаемые должны освоить основные навыки биоэтического анализа и публичного обсуждения возникающих моральных трудностей. Формирование толерантности.
Тренинги (чтение лекций, проведение обсуждения казусов). Международные и национальные образовательные ресурсы биоэтики.  Логика и риторика.
 
 
 
 
 
 
Тема 13. Философские проблемы биоэтики
 
2
 
1
3
27
Единство биоэтики перед вызовом множественности культурных, религиозных, философских, эстетических, научных  и обыденных установок. Специфика антропологических и этических дискурсов в биоэтике (принципализм,  казуистика, нарративная философия и др.). Роль публичного обсуждения. Мультидисциплинарность.
 
 
 
 
 
 
 
 
Всего:
28
2
14
44
 
Самостоятельная работа: подготовка реферата и выступление на семинаре
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРОГРАММА
 
“Принципы и правила проведения
биомедицинских исследований на человеке и животных”
для исследователей (биологов и медиков)
 
   
 
Наименование темы
               Число      учебных      часов
 
 
Лекции
Практические занятия
Семинары
Всего
 
Введение
0,5
 
 
0,5
         1.       
Исследования с участием человека как характерная особенность и необходимое условие развития биомедицины. История биомедицинских исследований с участием человека.
0,5
 
 
0,5
         2.       
Биоэтика как новая область мультидисциплинарных исследований. Возникновение и основные этапы развития биоэтики. История биомедицинской этики в России
1
 
 
1
         3.       
Правовые основы проведения биомедицинских исследований. Этические принципы и правила проведения исследований на человеке и животных.
4
 
2
6
         4.       
Общие требования к доклиническим клиническим испытаниям. Фазы и виды клинических испытаний. Особенности клинических исследований в России.
0,5
 
0,5
1
         5.       
Планирование исследований. Методология исследований, ее разновидности и связанные с этим вопросы этики.
0,5
0,5
 
1
         6.         
Протокол исследования: требования, структура. Составление протокола клинических исследований Критерии включения и исключения пациентов в клинические испытания.
0,5
0,5
 
1
         7.       
Индивидуальные регистрационные карты: требования к составлению и заполнению, структура, виды. Составление ИРК.
0,5
0,5
 
1
         8.       
Инициация исследования: отбор исследователей и исследовательских центров в клинические исследования; процедура скрининга; создание списка перспективных исследователей.
0,5
 
0,5
1
         9.         
Оценка соотношения риска и пользы при проведении этической экспертизы
0,5
 
0,5
1
       10.     
Защита прав пациентов, участвующих в клинических исследованиях.
1
 
1
2
       11.     
Комитеты по Этике. Организация, задачи, порядок функционирования. Рекомендации ВОЗ комитетам по этике, проводящим экспертизу биомедицинских исследований
Стандартные операционные процедуры.
0,5
 
0,5
1
       12.     
Информированное согласие, этические и юридические предпосылки. Порядок составления и процесс получения ИС для различных контингентов больных в различных областях медицины
1
1
1
3
       13.     
Роль спонсора и контрактно - исследовательских организаций в организации и проведении клинических исследований.
0,5
 
 
0,5
       14.     
Права и обязанности исследователей.                                                  
0,5
 
 
0,5
       15.     
Учет, хранение и передача исследовательского материала при проведении клинических исследований.
0,5
0,5
 
1
       16.     
Контроль за качеством проведения исследований: мониторинг, аудит, инспекция
0,5
 
 
0,5
       17.       
Этические аспекты исследований с использованием биологических моделей и лабораторных животных
2
 
1
3
       18.       
Этические аспекты биомедицинских исследований с участием представителей уязвимых популяций (детей, престарелых, психиатрических больных, беременных женщин, военнослужащих, заключенных и др.)
2
 
2
4
       19.       
Этические аспекты   социологических                                            исследований.                            
0,5
 
 
05
       20.     
Заключительный отчет по исследованию. Публикации и презентации. Вопросы этики при публикации результатов биомедицинских исследований
1
1
 
2
       21.       
Всего:
20
4
8
32
       22.     
Самоподготовка по разработке: Протокола клинических испытаний, индивидуальной регистрационной карты (ИРК), информированного согласия.
 
       23.     
Экзамен
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  
 

 

Вернуться к списку

Хроника

Школа молодых ученых «Биотехнологическое улучшение человека как проблема социально-гуманитарного знания»
26-30 июня 2017, Москва
С 26 по 30 июня 2017 года на базе Московского гуманитарного университета совместно с Институтом философии Российской Академии наук будет проводиться Школа молодых ученых «Биотехнологическое улучшение человека как проблема социально-гуманитарного знания».
подробнее

Конференция "Биотехнологическое улучшение человека: социально-этические проблемы"
12-13 октября 2017 г., Институте философии РАН (г. Москва, Россия)
Основная цель конференции – широкое обсуждение ключевых проблем биоэтики, в частности, комплекса этических проблем, возникающих в контексте развития новейших биотехнологий и применения их к человеку не только в терапевтических целях, но и в целях улучшения физических, психических, интеллектуальных и моральных качеств человека. Предполагается участие ведущих ученых и специалистов в областях медицины, наук о жизни, философии, социологии и права, представителей различных религиозных конфессий и общественных организаций.
подробнее

Открыта позиция в постдокторантуре: исследования науки и технологий, университет Ли́нчёпинга, Швеция
Заявки принимаютс до 21.12.2017
Технологии оценки: рейтинги, ранжирование и оценка Цифровые технологии: визуализация Разработка и использование алгоритмов Рынки и маркетинг
подробнее

19-23 мая 2016 г. прошла Международная научная школа для молодежи "Концепции постчеловека в философии и технонауке"
31.05.2016

подробнее

Международная научная школа для молодежи "Концепции постчеловека в философии и технонауке"
19-23 мая 2016 г., Белгород
Цели проведения научной школы: эффективное освоение молодыми исследователями передовых достижений современной философской и научно-технической мысли в области исследования проблем развития человеческого потенциала; организация творческого диалога по проблемам формирования образов человека и постчеловека; создание интегративного коммуникативного пространства молодых ученых стран СНГ.
подробнее

Редакция
Карта сайта
News Letter
Сайт разработан при финансовой поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве
Сведения и материалы, изложенные на страницах данного сайта, не обязательно отражают точку зрения ЮНЕСКО.
За представленную информацию несут ответственность авторы
Copyright © 2005 "Биоэтический Форум"
All content is copyright