Administrator Site Admin
Зарегистрирован: 26.02.2006 Сообщения: 7
|
Добавлено: Пт Мар 10, 2006 6:43 pm Заголовок сообщения: Темы для обсуждения |
|
|
1. Справедливость является фундаментальным этическим принципом, дающим интегральную оценку морального качества политической организации человеческих сообществ, их нравственной нормальности. Как писал Аврелий Августин:- "Государства без справедливости - что это, как не большие банды разбойников?". Кризис или неразвитость социальных механизмов, обеспечивающих справедливость, непосредственно оборачивается феноменом, который описывается как криминализация общества. Причём речь идёт об обществе в целом, включающим всю сеть отношений на микро и на макро-социальном уровне, а не только о деятельности органов государственной власти. С этой точки зрения, нормальное современное цивилизованное общество немыслимо без постоянной политической воли к защите и обеспечению справедливости, в том числе и в столь жизненно важной для каждого гражданина области, каковой является здравоохранение.
2. Понятие справедливости возникло в философии, как форма критической рациональной оценки политических отношений. Оценки, которая заключает в себе парадокс морального теоретического мышления. Во-первых, оценивается легальность - правопослушность властей и граждан, т.е. их готовность реализовывать свои частные и групповые интересы строго в соответствии с правом, зафиксированном в законодательстве страны. Во-вторых, - легитимность - сами законы оцениваются на справедливость, и перед гражданами встаёт моральная обязанность сопротивления тем из законов, которые устанавливают в государстве несправедливые отношения.
3. На протяжении столетий медицинская помощь была привилегией состоятельных слоёв населения. Только со второй половины прошлого века постепенно формируется понимание, что охрана здоровья не просто услуга, оказываемая избранным, но неотъемлемое право человека.
4. После Октябрьской революции в России была предпринята попытка обеспечить право на охрану здоровья каждого человека. Несмотря на все недостатки, следует признать, что в данном направлении был достигнут серьёзный прогресс. Охрана здоровья населения, особенно малообеспеченных слоёв, несравнимо улучшилась в послереволюционный период. Резко снизилась смертность, заболеваемость, возросла продолжительность жизни. Была создана более справедливая, чем в царской России, система оказания медицинской помощи населению.
5. Основной порок советской системы здравоохранения состоял в том, что в основе системы оказания бесплатной медицинской помощи лежал принцип, который (по аналогии с продразверсткой) может быть назван «принципом медразверстки».
6. «Медразверстка» включала насильственное несправедливое отчуждение государством за бесценок высококвалифицированного врачебного труда и его бесплатное распределения через иерархическую систему «распределителей» (общегосударственных и ведомственных медучреждений) населению. Здравоохранение фактически работало по типу карточной системы. Эта система под общим лозунгом «бесплатности» и «универсальности» сочетала относительно высокий уровень оказания медицинской помощи для номенклатуры и нищенский – для основной массы населения. Причем, еще раз подчеркну, и эта «справедливость» была основана на несправедливой чудовищной недооценке труда врачей и других медицинских работников.
7. Характерные черты современного российского здравоохранения: а) Сохранение советских принципов организации распределения медицинской помощи. б) Коррупционное в своей основе развитие из структур советской системы, за счет ее ресурсов (финансовых, кадровых и др.) коммерчески ориентированных форм. По самым скромным оценкам, объем платных услуг в медицине в настоящее время не меньше объема бесплатных. В этой ситуации формы несправедливости, характерные для системы медразверстки, дополняются несправедливостью в виде самых различных проявлений медицинского рэкета, действующего по принципу: хочешь жить – плати. в) Развитие (хотя и медленное) институтов гражданского общества в сфере здравоохранения. Здесь следует отметить формирование медицинского права и постепенное правовое оформление основных отношений в здравоохранении. Развитие (несмотря на серьезное сопротивление сторонников «властной вертикали») многочисленных организаций, ставящих своей целью защиту прав как врачей, так и пациентов. Постепенный переход от «жалоб» - как основной формы отстаивания интересов граждан в охране своего здоровья (черта характерная для патерналистского общества) к судебным искам – норме разрешения конфликта в правовом обществе.
8. Существует огромный риск, что идущая в стране реформа здравоохранения не принесет серьезного улучшения по той простой причине, что ни власть, ни общество (в частности, представленное политическими партиями) – никто не торопится поставить вопрос – какова современная система здравоохранения в России? Бессмысленно пытаться ее улучшить, так сказать, не приходя в сознание относительно того, какова она есть не на бумаге, а в реальности.
9. Только на основе объективной оценки реальной ситуации можно ставить и обсуждать следующие вопросы – какого рода здравоохранение мы хотим иметь, какого рода здравоохранение мы можем себе позволить, и что необходимо сделать для достижения реального улучшения. Начинать с последнего вопроса, не осмыслив трех предыдущих неблагоразумно.
10. Справедливое здравоохранение может сформироваться лишь на основе «общественного договора» между государством, медицинской профессией (корпорациями и сообществами) и населением страны в результате всестороннего публичного обсуждения.
11. Согласно Конвенции Совета Европы по биоэтике (28 статья) - Стороны должны позаботиться о том, чтобы фундаментальные проблемы, связанные с прогрессом в области биологии и медицины (в особенности социально-экономические, этические и юридические аспекты) были подвергнуты широкому общественному обсуждению и стали предметом надлежащих консультаций.... |
|