Administrator Site Admin
Зарегистрирован: 26.02.2006 Сообщения: 7
|
Добавлено: Пт Мар 10, 2006 6:29 pm Заголовок сообщения: Вопросы для дискуссии |
|
|
Совмещение понятий «биоэтика» и «православие» может показаться некорректным. Казалось бы, что может быть общего между современным направлением междисциплинарного знания, возникновение которого было обусловлено новейшими биомедицинскими технологиями (клинической генетикой, трансплантацией, искусственным оплодотворением, клонированием и т.п.), с одной стороны, и древнейшей формой религиозного сознания, догматы которого остаются неизменными с I века н.э., с другой стороны? Тем не менее в 1998 году в Москве формируется Церковно-общественный Совет по биомедицинской этике, работа которого благословляется патриархом Алексием II. К основным задачам деятельности Совета относятся:
· изучение состояния биомедицинских исследований в России,
· морально-нравственная экспертиза правовых актов, регулирующих экспериментальную и научно-практическую деятельность в области биомедицины и здравоохранения,
· консультирование и информирование широких слоев общественности по широкому кругу этических проблем современной медицины.
Деятельность Совета весьма продуктивна. О ее результатах мы планируем систематически информировать Вас на нашем сайте. Вопрос о теоретической состоятельности и результативности деятельности Совета побуждает нас задуматься о том, на каких основаниях возможно решение биоэтических задач в контексте нравственного православного сознания. Наш ответ на этот вопрос таков: этим основанием является человек, будь то врач или пациент, с его потребностями выбора правильного действия.
Например, судебные иски против трансплантологов в России – результат целого ряда неправильных действий. Они свидетельствуют о начале процесса формирования устойчивого социального недоверия к этому виду медицинской деятельности в российском обществе. Основанием возникновения недоверия является не только непонимание сущности христианского отношения к смерти и умиранию, но и признание неэтичности принципа «презумпции согласия», который по сути узаконивает насилие человека над человеком. И общество, признающее свои христианские основания, и трансплантологи заинтересованы в принятии такого закона, регулирующего трансплантацию в стране, который был бы этически корректен и таким образом обеспечивал бы доверие людей к этому виду медицинской деятельности. Пока же положение дел далеко от совершенства.
Аналогично складывается ситуация и с методиками искусственного оплодотворения. Их неприятие православными людьми связано с тем, что один ребенок может появиться на свет только путем уничтожения как минимум 4-х своих потенциальных братьев и сестер. Принятие закона, регулирующего искусственное оплодотворение, без учета нравственной православной оценки подобных манипуляций и рекомендаций христианских этиков, безусловно, вызовет не только социальное недоверие, но и активный гражданский протест.
О возможности и даже необходимости рассмотрения биоэтических вопросов в контексте христианского нравственного сознания свидетельствует и тот факт, что большинство (80%) населения России связывает себя с культурой Православия, и для многих людей важно принятие собственного морального решения о согласия на участие в тех или иных манипуляциях со своим здоровьем.
Однако помимо большинства, есть еще и меньшинство. Поэтому другим важным вопросом, требующим обсуждения, является проблема соотношения позиции Русской Православной Церкви с позициями других конфессий, существующих в стране. Например, как решается вопрос о допустимости эвтаназии в исламе, буддизме, иудаизме? Мы должны иметь четкие ответы на вопросы об общности и различии в оценках биоэтических проблем между вероучениями.
В фокусе нашего внимания будут также разные позиции среди православных ученых, общественных деятелей и священников по вопросам биоэтики. Так, например, «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», принятые на Архиерейском Соборе РПЦ в 2000г., в частности, ее разделы «Проблемы биоэтики» и «Здоровье личности и народа» вызвали активное обсуждение, в частности, в рамках работы секции «Православие и медицина» на ежегодных Международных образовательных Рождественских чтениях. Результатами этого обсуждения явились работы игумена Филиппа (Филиппова), публикации протоиерея Сергия (Филимонова), например, «Спорные и нерешенные проблемы социальной доктрины Русской Православной Церкви в области охраны здоровья граждан и медицинской этики» (С.-Пб.,2004).
Безусловный интерес представляют позиции православных церквей за рубежом. Речь идет, прежде всего, об особенностях позиций православных биоэтиков в Греции (о.С. Харакас) и США (о. И. Брэк, Т. Энгельгард).
Суммируя сказанное, мы предлагаем к обсуждению следующие вопросы:
- биоэтика и православие: проблемы основания, форм и методов сотрудничества;
- деятельность Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике при Московской Патриархии;
- своеобразие и общность решения проблем биоэтики в православии, католицизме, протестантизме, исламе, буддизме, иудаизме;
- Русская Православная Церковь: этическая экспертиза медицинского законодательства;
- спорные и нерешенные вопросы «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви»(2000г.).
Этот ряд вопросов предложат текущие события, реальная жизнь, время и, мы надеемся, Вы – наши читатели. |
|